«Очаково» выбирает обходные пути Российский производитель пива
наращивает присутствие на смежных рынках, так как его позиции на
традиционных рынках ослабевают
Елена Желобанова
Вчера компания «Очаково» объявила о начале
продаж крепкого алкоголя и вина в Южном федеральном округе. В конце
февраля на базе Краснодарского филиала «Очакова» зарегистрирован
новый акцизный склад для хранения алкогольных напитков. Как
сообщили RBC daily в пресс-службе «Очакова», Краснодарский край
станет тринадцатым регионом, где будут представлены эти товарные
группы, выпускаемые компанией. До конца 2005 г. «Очаково» планирует
занять порядка 50% дистрибуции на территории ЮФО. Аналитики
полагают, что диверсификация бизнеса и наращивание присутствия
«Очакова» на рынках вина и крепкого алкоголя – оптимальный путь для
компании, так как на традиционных для себя рынках московский
комбинат в последнее время теряет позиции. МПБК «Очаково» – входит
в число крупнейших российских производителей пива и
слабоалкогольных коктейлей и является одним из немногих крупных
отечественных предприятий без участия иностранного капитала.
Комбинату принадлежат филиалы в Краснодаре, Пензе, Белгороде и
Тюмени, а также солодовня в Липецкой области. Крепкий алкоголь
«Очаково» начало выпускать в середине 90-х годов. Компания
выпускает собственные марки водки – «Очаковская», «Золотой
женьшень», «Куцкова» (сегмент премиум), а также владеет лицензией
на марки «Чарка» и «Господа офицеры». Кроме того, «Очаково»
выпускает ликер Dolce Cream и бальзам «Очаковский». Осенью прошлого
года в ассортименте компании появился коньяк под маркой «Арден».
Помимо производства, «Очаково» занимается дистрибуцией импортных
вин из Молдавии, США, Аргентины, Греции, ЮАР. В январе 2005 г.
дочернее предприятие «Очакова» – «Южная винная компания» выпустила
первые партии виноградного вина «Канкан», а до конца года
планируется начать производство вина под брендом «ЮВК». Компания
«Очаково» еще в прошлом году заявляла о том, что планирует укрепить
позиции на рынках крепкого алкоголя и вина. Поэтому в прошлом году
в двенадцати регионах России на базе действующих дистрибьюторов и
филиалов были сформированы подразделения для продаж этой продукции.
По словам представителей компании, в ближайшее время планируется
заключить договоры с дистрибьюторами по всей территории
Краснодарского края, а впоследствии наладить продажи вина и
крепкого алкоголя в других регионах ЮФО. В целом по региону
планируется продавать порядка 100 тыс. декалитров вина и крепкого
алкоголя в год. В качестве козырной карты в конкурентной борьбе в
«Очакове» рассчитывают представить новую систему дистрибуции и
продаж. В связи с этим специалисты компании разработали комплексную
программу по стимуляции продаж через оптовые и розничные структуры.
Кроме того, недавно «Очаково» анонсировало программу обучения
персонала и планирует только в этом году направить на эти цели
порядка 100 тыс. долл. «Изменения в компании потребуются,
так как открытие новых направлений требует переобучения персонала,
увеличения затрат, а также привлечения новых средств, чтобы эти
затраты финансировать, – прокомментировала RBC daily планы
комбината аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – На мой
взгляд, в этом аспекте для компании был бы разумным выход на
IPO». По мнению аналитика РБК Валентина Крохина, выход на IPO
сейчас оправдан для любого крупного предприятия потребительского
сектора, а пример удачного размещения «Лебедянского» и «Калины»
говорит о стабильном росте интереса инвесторов к этой области. В
«Очакове» не отрицают, что закрепиться на нетрадиционных рынках
будет непросто. Помимо конкуренции, на рынках вина и крепкого
алкоголя присутствует такой ограничительный фактор, как запреты на
прямую рекламу продукции. «Рынок вина и крепкого алкоголя является
одним из наиболее конкурентных, особенно в регионах. Это во многом
связано с большим количеством игроков. Например, если на долю пяти
крупнейших пивоваренных компаний приходится около 70% всего
выпускаемого в России пива, то 25 крупнейших водочных
производителей изготавливают только 50% от всего легального
оборота, – рассказали в пресс-службе «Очакова». – Кроме того,
значительные ограничения на рекламу вина и крепкого алкоголя также
затрудняют продвижение этой продукции на рынок». Аналитики считают,
что московскому комбинату удастся стать заметным игроком на рынке.
Но, по мнению Валентина Крохина, в число лидеров «Очаково» не
войдет. «Заметным игроком на рынке вина и крепкого алкоголя
«Очаково», безусловно, стать может. А вот войти в первую тройку или
пятерку – в ближайшей перспективе вряд ли, тем более в регионах,
где рынок сильно диверсифицирован и присутствует большое количество
местных игроков. Однако устремления компании понятны: на рынке пива
сейчас конкуренция обостряется, к тому же после недавних
распоряжений правительства, ограничивающих рекламу и продажу пива,
на пути у пивоваров возникли новые препятствия. Поэтому
диверсификация бизнеса «Очакова» сейчас вполне оправданна», –
сказал он RBC daily. Наталья
Мильчакова также считает, что компания «Очаково» вряд ли станет
сильнейшей в новых сегментах бизнеса, поскольку диверсифицирует
бизнес за счет освоения производства новых видов напитков, а
конкуренция на этом рынке слишком высока. Аналитики полагают,
что наращивание присутствия «Очакова» на нетрадиционных для
компании рынках – разумная мера, так как комбинат теряет позиции на
рынке пива. «Компания сильна
только на московском рынке, где на долю торговой марки «Очаково»
приходится 7%. Но в России в целом ее позиции ослабевают, –
рассказывает Наталья Мильчакова. – По данным AC Nielsen, Очаковский
пивзавод за 9 месяцев 2004 г. был шестым производителем пива в
России по объему продаж, хотя в том же периоде 2003 г. был пятым,
его доля на российском рынке пива снизилась с 5,5% до 5%. Я не
исключаю, что и в дальнейшем доля рынка этой компании будет
сокращаться из-за активности конкурентов, в том числе иностранных,
на рынке слияний и поглощений, поэтому понятно стремление компании
диверсифицировать бизнес, развивать другие направления
деятельности». По мнению Натальи Мильчаковой, «Очакову» имеет смысл
инвестировать также в производство вина и слабоалкогольных
коктейлей. На этих рынках аналитик прогнозирует среднегодовой рост
до 2010 г. в 2-3% и 6-7% соответственно.