Завод в Петербурге перейдет на трехдневную
рабочую неделю
Дмитрий Ъ-Беликов
Вслед за Renault, Ford и Volkswagen
производственные планы в России из-за кризиса корректирует и
концерн General Motors. Его завод в Петербурге до февраля будет
дважды остановлен, а затем перейдет на трехдневную рабочую неделю.
Единственным иностранным автопроизводителем, пока не снижающим
выпуск в России, остается Toyota.
Вчера представитель завода GM в Петербурге Мария
Александрова заявила агентству "РИА Новости", что завод концерна
будет дважды остановлен. Первая остановка произойдет с 20 декабря
по 11 января, вторая -- с 26 января по 15 февраля. В непраздничные
дни сотрудники, задействованные на сборке автомобилей, будут
отправлены в отпуска и будут получать две трети заработной платы.
После того как завод возобновит работу 15 февраля, он все равно
будет работать в сокращенном режиме -- вместо пятидневной рабочей
недели будет введена трехдневная. Когда завод вернется к
полноценной рабочей неделе, не ясно, все будет зависеть от спроса
(предприятие выпускает Chevrolet Captiva, Antara, а в перспективе
начнет сборку Cruze).
Завод GM был открыт всего месяц назад в
присутствии президента Дмитрия Медведева, однако работать по
большому счету еще не начал. Сейчас он выпускает всего пять
автомобилей в сутки, тогда как при выходе на полную мощность (70
тыс. машин в год) способен выпускать 15-17 автомобилей в час.
Отгрузку машин на продажу завод начнет только в середине января
2009 года, сейчас же предприятие работает в тестовом режиме. В GM
никогда не говорили, каковы будут объемы сборки завода в 2009
году.
GM стал уже четвертым иностранным автоконцерном,
который вынужден корректировать производственную программу своего
российского завода -- ранее об этом объявили Renault, Ford и
Volkswagen (VW). Renault, в частности, сократит в 2008 году
производство в России на 5% от ранее заявленного объема, VW в 2009
году -- более чем на 10% (Ford прогнозов никогда не делал). Завод
Renault в Москве уже остановлен, а предприятие Ford в Ленобласти
остановится на следующей неделе.
Автоконцерны корректируют объемы своего
производства в России из-за падения спроса на иномарки. В ноябре,
по данным Ассоциации европейского бизнеса, их продажи рухнули на
15% -- такого не было с 2004 года. Марка Chevrolet сейчас лидирует
по объему продаж в России (215,5 тыс. машин за январь--ноябрь),
однако падение затронуло и ее (11% в ноябре). Вчера было объявлено,
что с 1 января рекомендованные розничные цены на Chevrolet вырастут
на 5-8%. Михаил Пак из ИФК "Метрополь" говорит, что остановка
в такой ситуации -- "единственно разумное решение".
Единственным автоконцерном, который имеет
производство в России и никак не корректирует его объемы, является
японская Toyota. Ее завод в Петербурге соберет в 2008 году
запланированные 10 тыс. Camry, а остановится исключительно на
новогодние праздники (с 29 декабря по 11 января). Впрочем, Иван
Бончев из Ernst & Young говорит, что "объем 10 тыс. машин --
небольшой", если сравнивать его с объемами выпуска, например,
российских заводов Renault и Ford (80 тыс. и 75 тыс.
соответственно).