Сервис микроблогинга Twitter рассматривает
варианты проведения IPO, сообщил один из создателей
интернет-ресурса Биз Стоун (Biz Stone), передает агентство
Reuters.
Интернет-компания, существующая на рынке уже три
года, в 2009 наконец начала приносить своим владельцам прибыль и
намерена ее не потерять в будущем. «2010 году определенно будет
прибыльным ... Для этого у нас достаточно времени», — заявил
Стоун.
Стоимость сервиса микроблогинга выросла в два
раза менее чем за год. Так, в сентябре Twitter продал пакет своих
акций группе инвесторов из фонда T. Rowe Price и Insight Venture
Partners. Как сообщал TechCrunch, покупатели заплатили 50 млн
долларов за 5% акций Twitter. Таким образом, вся компания была
оценена в 1 млрд долларов. При этом в феврале 2009 года 7% акций
были оценены инвесторами в 35 млн долларов.
Twitter свой бизнес не продает, а к чужому
присматривается
Сентябрьскую продажу пятипроцентного пакета
рынок уже воспринял как подготовку, предшествующую первичному
размещению акций на бирже. Как заявил соучредитель Twitter, речь о
продаже бизнеса не идет — компания рассматривает такие
альтернативы, как выход на IPO. Это пока не помечено в нашем
календаре», — заявил Биз Стоун. Ранее в СМИ появлялись сообщения,
что компанией Twitter интересуются Google и Apple.
В следующем году Twitter сам собирается активно
заняться сделками по поглощению. «Это то, в чем мы определенно
заинтересованы. Приобретения в прошлом году стали правильным
решением», — заявил сегодня Стоун, не уточнив, какого рода объекты
для сделок его интересуют. Напомним, в 2008 году Twitter приобрел
поисковый сервис Summize.
Откуда берется прибыль
Напомним, по данным СМИ, Twitter удалось начать
приносить прибыль лишь в 2009 году. По итогам года продажи Twitter
достигнут 4 млн долларов, ожидает операционный директор сети
микроблогинга Дик Костоло. Основная выручка будет получена
благодаря компаниям, которые в маркетинговых целях используют
данные Twitter.
Чтобы улучшить показатели, со следующего года
компания начнет размещение рекламы на своем сайте. Также Twitter до
конца года собирается запустить платный сервис мониторинга и
аналитики для корпоративных клиентов. Биз Стоун уклонился от ответа
на вопрос, как Twitter будет размещать рекламу на своем сайте в
следующем году, отметив лишь, что она будет отличаться от
традиционной интернет-рекламы. «В 2010 году мы начнем делать
деньги», — подтвердил намерения Twitter его соучредитель на
конференции в Тель-Авиве.
По последним данным, в Twitter насчитывается 58
млн пользователей, а сама компания с момента своего основания
привлекла от инвесторов 155 млн долларов. Однако эксперты
зафиксировали некоторое падение популярности этого сервиса. Трафик
сети упал с сентября к октябрю 2009 года почти на треть — на 27,8%,
по данным Nielson и eMarketer. Число уникальных посетителей
уменьшилось в октябре на 8,1%, подсчитал ComScore.
Трафик — трафиком, а о монетизации почти
забыли
Как считает аналитик ИФК «Метрополь» Сергей
Васин, падение трафика, которое фиксируют эксперты, не должно
сильно сказаться на доходах Twitter и снизить его инвестиционную
привлекательность. «Трафик — по сути, вещь второстепенная, главный
момент в том, может ли компания его монетизировать. Однако рынок
есть рынок, и периодически инвесторы забывают о том, что такое
интернет-компании и откуда они берут деньги. Упирают на трафик,
забывая о монетизации, — говорит BFM.ru эксперт «Метрополя»,
отмечая, что риск повторения «краха доткомов», как было в начале
2000-х годов, относительно невысок. — Удивительно, что именно
Twitter первым заговорил об IPO».
Однако, по существу, Twitter, несмотря на
стремительно набирающую популярность и увеличение числа
зарегистрированных пользователей, не решил задачу монетизации
своего сервиса, отмечает в интервью BFM.ru аналитик J'son &
Partners Сергей Ермилов. «Да, компания быстро набирает новых
зарегистрированных пользователей, но как оценить существующий
потенциал в деньгах — непонятно, особенно, если учесть, что единого
мнения на вопрос «готовы ли пользователи Twitter платить за сервис»
— нет, — рассуждает эксперт. — Большинство уверено, что
монетизировать существующий функционал маловероятно. Потребители
относятся к этому сервису в первую очередь как к забаве. Даже те,
кто размещает в блоге Twitter рекламу, используют ресурс как
бесплатную площадку».
Скорее всего, если Twitter решится на
размещение акций на фондовом рынке, то участникам рынка может быть
предложен средний пакет — 25-30% акций, предполагает Сергей Васин.
«Можно ожидать, что цена компании по сравнению с сентябрьскими
уровнями останется практически неизменной», — предположил
эксперт.
Слухи о выходе на IPO Facebook’a появляются
примерно с той же регулярностью, как и у Twitter, поэтому может
быть и они на очереди, добавляет эксперт J'son & Partners. Но
пока Twitter остается оригинальным сервисом микроблогов. «Можно
вспомнить примеры других, растущих быстрыми темпами социальных
сетей и блоггерских систем, например, LinkedIn, Facebook... Но они
слишком разные, чтобы считаться конкурентами», — говорит
Ермилов.