Анна Аналбаева, Ольга Гриценко, Наталья
Журавлева
Крупнейший российский авиаперевозчик отказался
летать в Сирию.
В понедельник «Аэрофлот» официально объявил о
прекращении полетов в Дамаск по «коммерческим причинам». Решение
авиакомпании совпало по времени с введением Евросоюзом очередного
пакета санкций против Сирии, предусматривающих, в том числе,
возможность досмотра следующих в этом направлении морских и
воздушных судов. На россиянах, впрочем, уверяют в туротрасли,
происходящее уже никак не отразится.
«Аэрофлот» официально объявил о прекращении
полетов в Сирию. Ранее крупнейший российский авиаперевозчик
осуществлял по два регулярных рейса в неделю. Прямые рейсы из
Москвы в Дамаск дважды в неделю также осуществляла национальная
сирийская авиакомпания Syrian Air.
Нет спроса на войну
В самом «Аэрофлоте» решение об отказе от полетов
в сирийскую столицу с 6 августа этого года объяснили отсутствием
популярности данного направления. «Мы закрываем данный маршрут из
коммерческих соображений», – приводит РИА «Новости» слова
представителя авиакомпании.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров
России Майя Ломидзе пояснила газете ВЗГЛЯД, что потока русских
туристов в Сирию нет уже больше года. «Сейчас спрос вообще
нулевой», – сказала Ломидзе.
По ее словам, и до беспорядков в Сирии «спрос
был мизерный». «До тысячи человек в год было. Когда начались
беспорядки в Египте, Йемене, Тунисе, ровно тогда же спрос упал и не
восстанавливался на протяжении последних двух лет», – пояснила она,
добавив, что сейчас в Сирии не находится ни одного из
организованных российских туристов.
Аналогичного мнения о причинах прекращения
рейсов придерживаются аналитики. «Аэрофлот» руководствуется
исключительно коммерческими соображениями. В Сирии идет война,
желающих лететь в Дамаск становится все меньше, а гонять пустые
самолеты не имеет смысла. Не стоит усматривать здесь скрытую
политическую подоплеку. «Аэрофлот» – компания, которая
ориентирована на получение прибыли», – пояснил газете ВЗГЛЯД
директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван
Манаенко.
С ним согласен старший аналитик ИФК
«МЕТРОПОЛЬ» Андрей Рожков. «Ситуация в Сирии еще не дошла до той
точки, когда коммерческие рейсы отменяются по причине риска для
жизни пассажиров и экипажа. Скорее всего, «Аэрофлот» увидел
снижение пассажиропотока и принял решение отменить рейсы в Дамаск»,
– отметил он в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Напомним, официально МИД России рекомендовал
россиянам воздержаться от поездок в эту страну еще в конце прошлого
года, ссылаясь на продолжающиеся там беспорядки и народные
волнения.
Тогда же незамедлительно покинуть страну, «пока
еще существует регулярное воздушное сообщение», Вашингтон
рекомендовал американским гражданам.
Впоследствии о временной приостановке
авиасообщения с Дамаском объявил еще ряд западных авиакомпаний, в
частности Turkish Airlines, Royal Jordanian Airlines и Air
France.
Путь закрыт
Между тем в понедельник Евросоюз согласовал 17-й
пакет санкций против Сирии. Как сообщила глава европейской
дипломатии Кэтрин Эштон, помимо пополнения «черного списка»
сирийских чиновников, они предусматривают введение запрета для
самолетов сирийской авиакомпании на приземление в аэропортах
Европы, а также позволяют европейским властям досматривать борта и
суда, на которых в Сирию может быть доставлено оружие.
Ранее между Россией, не отказавшейся от поставок
в эту страну вооружения из-за отсутствия международных санкций, и
ЕС уже были трения по этому вопросу. В частности, доставить Дамаску
отремонтированные в России вертолеты и средства ПВО не смог
сухогруз Alaed, с которого британские страховщики сняли
страховку.
Несмотря на то, что Москва жестко отреагировала
на этот шаг, судно было вынуждено вернуться назад в Россию и
выгрузить в Балтийске свой груз.
«Решение сдвинуть сроки доставки вертолетов в
Сирию обусловлено обострением военно-политической обстановки в
стране, вызванной терактом, в котором погибли и получили ранения
несколько высокопоставленных сирийских военачальников, а также
активизацией боевых действий со стороны оппозиции. В этих условиях
власти не могут гарантировать безопасную приемку вертолетов», –
сказал «Интерфаксу» в конце прошлой недели российский
военно-дипломатический источник.
По его словам, «вертолеты и техника ПВО будут
доставлены в Сирию после того, как там нормализуется ситуация».
Собеседник агентства напомнил, что в
соответствии с заключенными в 2007–2008 годах контрактами всего для
Сирии были отремонтированы 20 вертолетов Ми-25. «Нынешняя партия из
трех вертолетов – последняя, которую предстоит доставить
заказчику», – сказал он.
Угрозы на угрозы
Надавить на руководство Сирии в понедельник
попыталась и Лига арабских государств, потребовавшая от президента
Башара Асада уйти в отставку и даже пообещавшая предоставить ему
возможность беспрепятственно покинуть страну.
В самом Дамаске назвали это предложение
«вмешательством во внутренние дела». «Заявление арабских министров,
сделанное в Дохе, является откровенным вмешательством во внутренние
дела Сирии. Право решать дальнейшую судьбу страны принадлежит
сирийскому народу, и свою волю он уже высказал в ходе последнего
голосования. Если арабские братья так беспокоятся о ситуации в
Сирии, то им следует прекратить направлять в нашу страну оружие,
деньги и наемников», – приводит ИТАР-ТАСС слова официального
представителя МИД республики Джихада Макдеси.
Он также предупредил, что Сирия может
использовать химическое оружие в случае иностранного военного
вмешательства. «Сирия может использовать химическое оружие только в
случае иностранной агрессии», – заявил он.
Ранее официальный представитель Белого дома Джей
Карни подтвердил, что президент Асад сохраняет контроль над
арсеналом химического оружия страны. Карни подчеркнул, что в
случае, если Асад применит химическое оружие, ему придется ответить
за свои действия.
http://www.vz.ru/politics/2012/7/23/589835.html