РИА "РосБизнесКонсалтинг" : Реанимация ЗИЛа: власти вкачают 900 млн руб. в умирающий завод
Екатерина Чичурина
"Завод им. И.А.Лихачева" (ЗИЛ) в ближайшее время
получит субсидию в размере 900 млн руб. от своего основного
акционера - правительства Москвы. Официальная версия гласит, что
эти деньги пойдут на стабилизацию и реформирование
производства.
Однако эксперты полагают, что перспектив для развития у ЗИЛа мало,
а полученные средства будут направлены на погашение долгов завода.
Единственный вариант - оставить производство легковых антикварных
автомобилей для имиджа, а территорию завода продать для
строительства жилья и офисов, считают они.
Субсидия на стабилизацию
Правительство Москвы предоставит ЗИЛу субсидию в размере 900 млн
руб., сообщили сегодня в правительстве столицы. Такая мера
необходима для стабилизации производственной деятельности и
финансового положения завода, а также преодоления последствий
экономического кризиса и сохранения производственного и кадрового
потенциала ЗИЛа.
Субсидия будет предоставлена из бюджета Москвы и направлена на
реформирование производства ЗИЛа, говорится в постановлении мэра
столицы.
В обмен на эти деньги ЗИЛ должен взять на себя обязательства по
стабилизации производственной деятельности и финансового состояния
предприятия. Завод также должен представить определенные
обязательства по выходу на рентабельный уровень работы,
диверсификацию хозяйственной деятельности и поступательному
развитию производства грузовых малотоннажных автомобилей.
Как все запущено
Однако эксперты полагают, что, скорее всего, 900 млн руб. будут
направлены на погашение долгов ЗИЛа: выпуск продукции на заводе
падает, а на само предприятие постоянно жалуются кредиторы.
В последний раз ЗИЛ показывал прибыль в 2006г., а с кризисом его
положение только ухудшилось. Так в 2009г. ЗИЛ выпустил 2 тыс. 239
автомобилей - вдвое меньше, чем в 2008г. С началом этого года
ситуация не улучшилась и объемы производства упали еще больше: в I
квартале 2010г. - всего лишь 225 автомобилей (-44%), а в I
полугодии - около 700 автомобилей (-27%) (данные
АСМ-Холдинг).
У завода есть и серьезные финансовые проблемы - в суд периодически
поступают заявления о банкротстве ЗИЛа. Арбитражный суд Москвы
назначил на 20 октября рассмотрение обоснованности заявления ЗАО
"НЕО Кемикал" (Нижегородская область) о признании ЗИЛа банкротом. А
2 сентября арбитраж Москвы зарегистрировал еще один иск о
банкротстве ЗИЛа, поданный ООО "ПромАп-Ресурс". Чуть раньше - 19
августа - суд прекратил производство по аналогичному заявлению ООО
"ПО "Союзэнергосервис-М": ЗИЛ погасил основной долг в размере 1,18
млн. руб.
Автомобиль для президента
Между тем, в начале сентября Управление делами президента России
передало ЗИЛу техническое задание по разработке автомобиля для
руководства страны, заявлял пресс-секретарь управделами главы
государства Виктор Хреков. Аналитик ИФК "Метрополь"
Сергей Либин напомнил, что около полугода назад звучали заявления,
что ЗИЛ будет производить автомобиль не только для президента, но и
выпускать лимузины для всего руководства страны.
По его мнению, идея автомобиля для президента носит скорее
популистский характер: производственная база завода устарела, а для
соответствующей модернизации требуется гораздо больше средств, чем
900 млн руб.
Идея вобщем-то не нова: перед кончиной АЗЛК мэр Москвы Юрий Лужков
тоже советовал чиновникам ездить на патриотичных "Юриях
Долгоруких". Однако этих усилий оказалось недостаточно - завод это
тогда не спасло. Аналитик "Брокеркредитсервиса" (БКС) Севастьян
Козицын, в свою очередь, напоминает, что не менее патриотичная идея
бывшего вице-премьера РФ Бориса Немцова пересадить чиновников на
отечественные "Волги" тоже как-то не прижилась.
Последние заявления об интересе к заводу прозвучали в сентябре от
итальянской компании Pininfarina S.p.A (занимается
кузовостроительством и дизайном автомобилей). Итальянцев интересует
ЗИЛ для организации выпуска электромобилей. По словам
С.Либина, Pininfarina - тюнинговая компания, поэтому ее идеи в
отношении ЗИЛа, скорее, концептуальный проект, который еще не
проработан.
Лучше продать, чем
мучиться
Эксперты скептически относятся к возрождению ЗИЛа. "В России ЗИЛ не
настолько конкурентоспособный, как ГАЗ и иностранные производители
грузовиков", - говорит С.Либин. "Перспектива ЗИЛа - постепенно
сворачивать производство", - добавляет аналитик
"Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.
Российский конкурент ЗИЛа - группа ГАЗ, уронив продажи в 2009г. по
легким коммерческим автомобилям на 53% до 52 тыс. автомобилей
(данные Ассоциации европейского бизнеса), с начала этого года стала
активно их наращивать. В I квартале 2010г. ее продажи составили
10,8 тыс. легких коммерческих автомобилей (+11%), а за
январь-август - уже 41,26 тыс. автомобилей (+27%).
Безусловно, свою роль сыграла и программа утилизации,
куда ЗИЛ не был включен. Однако у группы ГАЗ производство и
дистрибуция налажены гораздо лучше, чем на ЗИЛе, говорит С.Либин. В
качестве примера он приводит последнюю разработку группы ГАЗ -
"Газель" экономкласса по цене около 300 тыс.
руб.
"К сожалению, у ЗИЛа на фоне возросшей
конкуренции в сегменте легких коммерческих автомобилей перспектив
нет", - говорит С.Козицын. По его словам, "Группа ГАЗ",
наращивающая объемы продаж, терпит жесткую конкуренцию с
иностранными грузовиками, а уж ЗИЛ - тем более. Эксперт считает,
что в итоге территория завода ЗИЛ будет застроена офисами и жилыми
домами, а ЗИЛу можно оставить "для имиджа" лишь штучное
производство легковых "антикварных" автомобилей.
Глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции"
Евгений Шаго добавляет, что ЗИЛ стоит на "золотой" земле, которую
гораздо выгоднее продать под строительство, чем производить
автомобили.