Первые миллиарды
Российские ритейлоры достигли
десятизначных оборотовЕлена Виноградова
Сетевая розничная торговля в России стала
по-настоящему большим бизнесом. Продажи “Пятерочки” и российского
подразделения Metro Cash & Carry превысили в прошлом году
$1 млрд, готовятся взять эту высоту еще несколько ритейлоров.
Однако аналитики предупреждают, что время безудержного роста
сетевой розницы, скорее всего, уже позади.
Лучшие результаты среди российских
продовольственных ритейлоров показала в прошлом году “Пятерочка”
(440 дискаунтеров). По собственным данным компании, ее оборот
составил около $1,6 млрд с учетом работы франчайзинговых
магазинов. На условиях франшизы работают почти половина “Пятерочек”
в стране, однако и продажи только собственных дискаунтеров этой
сети в совокупности составили $1,2 млрд. В 2003 г. оборот
“Пятерочки” достиг лишь $933 млн.
На 2-м месте, по данным отраслевого портала
Retail.ru, германская Metro Cash & Carry
(14 гипермаркетов) — она называет себя мелкооптовым
торговцем, но на российском розничном рынке ее считают “своей”.
Продажи Metro Cash & Carry в нашей стране оцениваются в
$1,5 млрд, говорит руководитель проекта Retail.ru Никита
Варенов. Сама Metro свои финансовые показатели не сообщает.
Больше никто из продовольственных ритейлоров
планку в $1 млрд в прошлом году не взял, хотя краснодарская
компания “Тандер” (сеть “Магнит” из 1019 магазинов) вплотную к
ней приблизилась: по собственным данным “Тандера”, его оборот в
2004 г. составил $997 млн.
Совместными усилиями, по оценке Варенова,
пятерка лидеров продуктовой розницы наторговала почти на
$5,5 млрд. С этой цифрой согласились аналитики Альфа-банка и
ИК “ФИНАМ”. Таким образом, компании “первой пятерки” контролируют
около 6% совокупного розничного оборота продуктов в России. В
2003 г. совокупный оборот первой пятерки продовольственных
ритейлоров был вдвое меньше, отмечает Варенов.
Сетевые ритейлоры и магазины современных
форматов захватывают все большую долю розничного продовольственного
рынка. В 2003 г. на “современные каналы реализации”
(гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) приходилось, по данным
Объединенной финансовой группы (ОФГ), 15% всех розничных
продаж продовольствия. А в сентябре прошлого года, по данным
исследовательской компании ACNielsen, эта доля в крупных городах
России превышала 21%.
По данным ACNielsen, с января по сентябрь
2004 г. количество супермаркетов и гипермаркетов в крупных
российских городах выросло на 18%, мини-маркетов — на 13%, а
количество киосков, павильонов и продовольственных магазинов с
обслуживанием через прилавок почти не изменилось. Больше всего
магазинов открывали национальные розничные операторы: в
34 крупнейших российских городах число торговых точек ключевых
сетей выросло почти на 30%, с 1171 в январе до 1507 в
сентябре 2004 г., говорится в результатах исследования
ACNielsen.
Крупные розничные компании росли в минувшем году
стремительно. Розничный рынок продовольствия вырос на 14%, при этом
многие ритейлоры выросли на 50-70%, отмечает Варенов. В отрыв по
темпам роста ушли “Ашан” и калининградский торговый дом “Виктория”.
Французская компания, увеличившая количество своих российских
гипермаркетов до шести, достигла в прошлом году оборота в
$620 млн (рост 330%), “Виктория” с более чем сотней магазинов
различных форматов наторговала на $385 млн (рост около
300%).
Однако такие темпы роста уже не повторятся и
клуб продовольственных ритейлоров с миллиардными оборотами
пополнится незначительно, полагают опрошенные “Ведомостями”
эксперты. Александр Свинов, аналитик Альфа-банка, считает, что в
2005 г. объема продаж в $1 млрд достигнут лишь
2-3 новых ритейлора. В ближайшие годы продовольственные сети
будут расти на 15-20% в год, считает Владислав Кочетков, аналитик
ИК “ФИНАМ”. Общее число игроков на рынке сократиться за счет
поглощения крупными сетями мелких, считает он. “Германский рынок
продуктового ритейла на 60% принадлежит крупным европейским
сетям. "Россия идет тем же
путем”, — добавляет аналитик ИК “Метрополь” Наталья
Мильчакова.
Достичь продаж в $1,1-1,2 млрд планирует в
этом году торговый дом “Перекресток” (75 магазинов), сообщил
директор этой компании по коммуникациям Александр Бархатов. В
2004 г. оборот сети составил $766 млн. Компания планирует
открывать новые магазины в Москве и Санкт-Петербурге, но основной
рост должно обеспечить развитие в регионах. По словам Бархатова,
компания планирует приобрести несколько сетей на Урале, в Поволжье
и южных регионах страны. Анна Зайцева, пресс-секретарь “Седьмого
континента” (78 магазинов), говорит, что ее компания, по
прогнозам, сможет получить оборот более $1 млрд по итогам
2006 г.
Оборот торгового дома “Копейка”
(65 магазинов) в минувшем году составил $420 млн.
Миллиардный рубеж он рассчитывает перешагнуть “через год-полтора”,
заявил “Ведомостям” финансовый директор компании Виктор Шлепов. В
2005-2006 гг. компания планирует активно открывать магазины в
Центральной России. “Еще не охвачены сетевиками Урал и восток
России”, — напоминает Шлепов. Он считает, что в нынешнем году
штурм отметки в $1 млрд удастся “Тандеру”, “Перекрестку” и
Auchan. В “Ашане” от комментариев отказались, с руководством
“Тандера” связаться не удалось.