Новости
10  Сентября  2004
Газета "Русский курьер"

 

Сколько стоит ТВ?

 

Александр Быков

 

В среду первый российский телеканал РБК-ТВ отмечал годовщину с начала своего вещания. В "Гостиный двор" были приглашены политики, топ-менеджеры российских и зарубежных компаний, общественные деятели. Политики и бизнесмены словно соревновались друг с другом - кто скажет больше комплиментов в адрес первого российского делового телеканала. "Я постоянно смотрю РБК-ТВ, - сказал вицепремьер правительства РФ Александр Жуков. - Этот канал всегда дает возможность получить самую свежую информацию: касается ли это событий в мире бизнеса, политики, международных событий". Похожие слова можно было услышать из уст депутатов и бизнесменов. Как выяснилось из поздравительных речей и кулуарных бесед, люди, которые принимают ключевые решения в политике или владеют большим бизнесом, уже не могут обходиться без РБК-ТВ. Без телеканала, который распространяется бесплатно и который помогает зарабатывать миллионы. Этот парадокс - достойный ответ на инициативы тех, кто хочет обложить налогом каждого российского телезрителя. Сколько стоит ТВ? И кто должен за него платить? Эти вопросы возникают всякий раз, когда речь заходит о механизмах, которые могли бы обеспечить качество и независимость отечественных телеканалов. Одним из самых громких событий прошедшего лета стало заявление главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого о необходимости принять закон о плате за телевидение. По расчетам бывшего министра культуры, речь идет о сумме в 100 или 200 руб. с телевизора, которая, как ему кажется, не является обременительной для потребителей. Однако в прошлом году речь шла о гораздо меньших суммах: на "круглом столе", посвященном законопроекту "Об общественном телевидении", предлагалось брать по 3% от МРОТ в месяц с работающего абонента и по 8-10 руб. с пенсионеров (в дополнение к тем 8-9 руб., которые ежемесячно вносятся за пользование коллективной антенной). Абонентская плата - единственный рычаг, которым, по мнению сторонников платного ТВ, телезрители могут влиять на программную политику канала, чтобы избавить его от неинтересных передач, засилья рекламы и даже излишней идеологизированности. Согласитесь, однако, что трудно себе представить механизм, который бы позволил воплотиться в жизнь волеизъявлению миллионов зрителей. Общественное ТВ в прямом смысле этого слова - утопия. Другое дело, что возможно существование телеканалов, которые имеют важное общественное значение и при этом остаются бесплатными. Речь идет прежде всего о специализированных каналах с  четко выстроенными бизнес-планами. Прекрасный пример - РБК-ТВ, который отмечает в сентябре первый год вещания. "Во всем мире сейчас активно развивается нишевое телевидение. Думаю, и Россия пойдет по пути большей дифференциации каналов по тематике, - считает генеральный директор РБК-ТВ Артем Инютин. - Ведь главное преимущество нишевого канала заключается в том, что он занимается более специализированной информацией и, следовательно, имеет более четкую зрительскую аудиторию. Естественно, для рекламодателей это выгоднее, поскольку эффективность рекламы за счет определенного круга зрителей значительно повышается", Идеальный телеканал должен стать в первую очередь определенным продуктом, предназначенным для определенного покупателя. Зритель должен знать, чего ему ждать: фильмов, новостей или ток-шок с участием интеллектуалов. Наш мир - это большой супермаркет, где каждый хочет найти то, что ему по душе. Поэтому-то современный производитель старается максимально дифференцировать свой товар. Странно, что эта простая истина с трудом пробивается в отечественном медиабизнесе. Пока мы большей частью смотрим телевидение прошлого века. Эфирная сетка доброй половины наших телеканалов похожа на сборную солянку, которой кормят всех без разбора. Что же удивляться, что такая еда не может всем быть по вкусу? Акционеры РБК прекрасно это понимали, когда занимались разработкой бизнес-плана для первого российского делового телеканала. По большому счету, у их было в запасе три главных составляющих успеха. У группы компаний, специализирующейся в сферах массмедиа и информационных технологий, была самая большая бизнес-аудитория среди российских СМИ (около 2 млн. человек), опыт работы со своей специфической информацией (экономика и финансы) и финансовые ресурсы (разместив в 2002 г. на РТС и ММВБ 16% своих акций, компания выручила $13,28 млн.). В результате РБК понадобилось менее 2 лет, чтобы запустить в эфир национальный новостной телеканал. Сегодня об РБК-ТВ можно говорить как о самом удачном медиапроекте года. К концу прошлого года бизнес-ТВ принесло медиахолдингу РБК более 5,6 млн. долларов (около 12% от общей суммы доходов). По итогам первого квартала 2004 г. РБК-ТВ принес $3,5 млн. доходов (к концу года, как предполагается, доходы составят $16 млн.). На сегодняшний день программы РБК-ТВ имеют возможность смотреть около 40 млн. россиян. РБК-ТВ смотрят во всех российских городах-миллионниках, в более чем 20 промышленных и деловых центрах, а также в странах СНГ - Казахстане, Украине, Белоруссии и в Прибалтике. На первом году вещания РБК-ТВ получил не только признание общественности (приз зрительских симпатий Космос-ТВ, победа на VI Евразийском телефоруме в спецноминации "Главное телевизионное событие 2003 года"), но и оптимистичнейшие оценки аналитиков инвестиционных компаний. Как отмечают аналитки "Метрополя", РБК-ТВ является наиболее быстрорастущим направлением деятельности компании "РосБизнесКонсалтинг", которая к 2010 г. будет приносить холдингу до 40% выручки. Секрет коммерческой успешности канала в том, что ставка была сделана не на зрителей, а на рекламодателей. РБК-ТВ - это целевой продукт для делового населения. Ядро аудитории делового ТВ - тот самый средний класс, те 10% населения России, на чью долю, по подсчетам Госкомстата, приходятся 30% доходов. Это те, кто может себе позволить приобретать недвижимость, делать дорогие покупки, путешествовать. Такая аудитория - лакомый кусочек для рекламодателя! Все это не значит, конечно, что канал получился интересным только для узких специалистов. Ядро аудитории - это одно. А общий интерес - другое. Как подметил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Николай Харитонов, "ни один телеканал в России не освещает экономику так подробно, как РБК-ТВ. Передачи канала смотрят не только богатые, но и бедные, потому что содержание РБК-ТВ интересно и тем и другим". Естественно. Кто же не хочет улучшить свое благосостояние? Вот в Америке, к примеру, 90% экономически активного населения смотрят бизнес-ТВ. Другое дело, что там больше заинтересованных: у всех есть акции, так что американцы следят за их курсом по телевизору с таким же энтузиазмом, с каким мы - за прогнозом погоды. Однако, как уверены профессионалы фондового рынка, интерес среднего россиянина к экономическим данным постоянно растет. "В последнее время отношение населения к рынку ценных бумаг как дополнительному источнику дохода перестает быть настороженным, - считает заместитель председателя правления ООО КБ "Юниаструм Банк" Денис Еганов. - Так что нашей стране сегодня как воздух необходимы образовательные программы, обучающие людей правильно инвестировать средства и работать на фондовых рынках. Мы давно обучаем клиентов успешному трейдингу и поэтому можем по достоинству оценить работу РБК-ТВ в этом направлении. Не случайно все больше участников рынка в своих решениях ссылаются на комментарии и анализ специалистов канала РБК-ТВ". В общем, смотрите, учитесь и богатейте!

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.