“Калина” скоро приедет“АвтоВАЗ” создал конкурента собственным
машинам
Глеб Столяров
Давно обещанная новинка Волжского автозавода,
“Калина”, появится в продаже через полгода. Как стало известно
“Ведомостям”, стоить эта модель B-класса будет $7000-7500, чуть
дешевле машин “десятого” семейства. Это дало аналитикам повод
говорить о грядущей конкуренции между моделями ВАЗа и о том, что
окупиться “Калина” сможет лишь через десятилетия.
“АвтоВАЗ” – крупнейший производитель легковых
автомобилей в России. По данным ИК “Атон”, контрольный пакет акций
предприятия контролируют его менеджеры. Выручка автозавода за 2003
г. по МСФО составила 130,7 млрд руб., чистая прибыль – 2,9 млрд
руб. В 2003 г. завод выпустил 699 889 автомобилей.
Первая серийная “Калина” должна сойти с
конвейера 18 ноября, но продавать ее начнут лишь во II квартале
будущего года, сообщил “Ведомостям” Алексей Громов, замруководителя
дирекции по связям с общественностью ВАЗа. У дилеров автомобили
появятся в I квартале будущего года — но лишь для демонстрации в их
салонах и изучения сотрудниками сервисов. По оценке вазовских
маркетологов, розничная цена автомобиля составит $7000-7500,
сообщил представитель дирекции по связям с общественностью завода,
пожелавший остаться неназванным. Всего в 2005 г. ВАЗ собирается
выпустить около 20 000 “Калин”, а на проектную мощность в 220 000
этих автомобилей в год завод обещает выйти к 2007 г. Правда,
информированный сотрудник одного из столичных дилеров ВАЗа,
пожелавший остаться неназванным, утверждает, что серийное
производство начнется лишь во второй половине будущего года, а 18
ноября начнется лишь сборка пробной партии. Менеджер тольяттинского
дилера ВАЗа, компании “Самара-Лада”, Наталья Бачурина сообщила, что
ее компания получит автомобили для розничной продажи в марте 2005
г. А московский дилер “Элекс-Полюс” начнет продавать “Калину”
только с мая. Все вазовские автомобили, начиная с “копейки” 1970
г., принадлежат к европейскому классу С. Создавая “Калину”, завод
пытается выйти в новый для себя, меньший класс B. В СССР автомобили
в этом классе выпускал украинский ЗАЗ, сейчас этот класс
представлен на нашем рынке иномарками, такими как Hyundai Getz или
Renault Symbol. Согласно заводским данным, “Калина” с кузовом седан
на 22,5 см короче вазовской “десятки”, но уже всего на 1 см и при
этом выше на 8 см. Нового двигателя для автомобиля разрабатывать не
пришлось: “Калина” будет комплектоваться 1,6-литровым двигателем от
того же “десятого” семейства. Кроме седана “Калина” будет также
выпускаться с кузовами хэтчбек и универсал. В базовой комплектации
LADA Kalina будет оснащена электроусилителем руля, в перспективе
будет комплектоваться подушками безопасности водителя и переднего
пассажира, АБС и кондиционером. Первоначальный интерес к машине
обеспечен хотя бы ее новизной, уверен Валерий Тараканов,
генеральный менеджер по стратегическому маркетингу автоторговой
группы “Рольф”. “Звонки от желающих оформить заявки на эту машину
поступают уже сейчас”, — утверждает Ирина Скрыльникова,
руководитель бизнес-направления “отечественные автомобили”
московской автоторговой компании “АвтоКей”. По ее мнению, новинка
будет конкурировать в первую очередь с готовящимся к производству в
Москве Renaul Logan (цена этой машины B-класса будет находиться в
диапазоне 6500-9000 евро), KIA (в B-классе не представлена) и
Hyundai (цены на модель Getz начинаются с $9900). Но вице-президент
Российской ассоциации дилеров (РоАД) Сергей Алексейчук уверен, что
из-за своей цены “Калина” будет конкурировать только с “ВАЗами”.
“20 000 автомобилей рынок почти не заметит”, — говорит один из
столичных торговцев “ВАЗами”, однако затем машина может начать
конкурировать с “десятым” семейством (нынешние цены на него
начинаются от $7200) и “Самарой-2” (от $6500). “Более габаритная
"Волга" предлагается сейчас всего за $7000”, — добавляет Сергей
Луговой, начальник отдела по связям с общественностью ГАЗа.
Аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов соглашается, что “Калина”
будет конкурировать прежде всего с вазовскими машинами. По его
мнению, машину ожидают хорошие продажи в первые 1,5-2 года. Однако
больше 150 000-170 000 “Калин” в год ВАЗу продавать не удастся,
считает Тараканов из “Рольфа”. С установкой дополнительных опций
(подушек безопасности, АБС, кондиционера) цена машины неизбежно
сравняется с Renault Logan, Hyundai Accent и другими иномарками,
что ограничит спрос, говорит он. По информации дирекции по связям с
общественностью “АвтоВАЗа”, разработка и освоение серийного
производства обошлось автозаводу в $600 млн. Аналитик ИК “Метрополь” Денис
Нуштаев считает, что эти инвестиции окупятся лишь через 20-25 лет.
“В самом начале проекта "АвтоВАЗ" не думал о его экономической
целесообразности, — полагает Нуштаев, — это был имиджевый шаг:
заводу нужно было срочно поставить в производство новую
модель”.