«Газпром» стремится в «мирный атом»
Переговоры о приобретении ОМЗ имеют под собой
реальную основу, считают аналитики
Алексей Виноградов
Один из основных владельцев холдинга
«Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) Каха Бендукидзе
ведет переговоры о продаже своей доли с представителями крупных
российских компаний. В число таких компаний, упоминаемых СМИ со
ссылкой на источники, близкие к переговорам, входит «Газпромбанк»,
интерес к ОМЗ проявляют ООО «Базовый элемент» («Базэл»), УГМК и ОАО
«Северсталь-транс». ОМЗ – одно из трех крупнейших российских
объединений тяжелого машиностроения. В его структуру входят
«Уралмашзавод», «ОМЗ-спецсталь», Ижорские заводы и еще несколько
десятков предприятий, включая недавно приобретенные чешские активы
(Skoda Steel и Skoda JS). Все предприятия разделены на четыре
дивизиона («ОМЗ-Атом», «Горное оборудование», «Спецсталь» и
«Уралмаш-Промуслуги»). Основными владельцами ОМЗ являются нынешний
министр экономики Грузии Каха Бендукидзе, его партнеры и бывший
менеджмент ОМЗ (42% акций), иностранные институциональные инвесторы
(27%) и российские институциональные инвесторы (14%), среди которых
называется еще одна дочерняя структура ОАО «Газпром» – ПФ
«Газфонд». Выручка от реализации компании в 2004 г. составила по
МСФО 531 млн долл. США, EBITDA – 39,5 млн долл., чистая прибыль –
61,022 млн долл. Наибольший рост по итогам года отмечен в дивизионе
горного оборудования – 107% (объем продаж 96,3%). Дивизион
«Спецсталь» в прошлом году вышел на показатель 180,5 млн долл.
(рост 75%), «Промуслуги» по итогам года выросли на 52% (160,1 млн
долл.). Замедление темпов роста отмечено в атомном дивизионе – на
этом направлении продажи не превысили 146 млн долл. Появление в
прошлом году упомянутого газпромовского фонда среди акционеров ОМЗ
породило множество слухов о стратегических намерениях концерна
Алексея Миллера в отношении компании Кахи Бендукидзе. Впрочем,
тогда представители «Газпрома» эти слухи опровергали. Относительно
переговоров о получении контрольного пакета в ОМЗ добиться
комментариев у предполагаемых партнеров не удалось, но аналитики не
сомневаются, что переговоры ведутся – по крайней мере, между двумя
указанными сторонами. «Что касается УГМК и «Северсталь-транса», то
они не будут участвовать в этом проекте, во всяком случае, никакого
видимого интереса к нему они не проявляли, – говорит аналитик ИК
«Проспект» Ирина Ложкина, – «Базэлу» отдельные активы ОМЗ, конечно,
интересны, но вряд ли компанию Олега Дерипаски устроит роль ни на
что не влияющего миноритария всего машиностроительного холдинга.
Что касается «Газпрома», то он выполняет госзаказ, связанный с
прицелом государства на создание национального
энергомашиностроительного объединения, куда войдут и ОМЗ, и
«Силовые машины», и ряд инжиниринговых компаний и НИИ, которых в
уставной капитал новой компании передаст государство». Как говорят
аналитики, неудавшееся слияние ОМЗ и «Силовых машин», затем столь
же неудачная попытка Siemens купить «Силовые машины» (заявка была
отклонена ФАС с формулировкой «угроза возникновения монополии»)
вялые претензии «Базэла» на указанный актив и, наконец, более
четкие планы РАО «ЕЭС» отражают в той или иной степени
«государственные раздумья» относительно перспектив тяжелого
машиностроения. ОМЗ, «Силовые машины», как и группа «Энергомаш»,
пока обеспечены контрактами на обслуживание «мирного атома» и
электромощностей других видов на пространстве, некогда
осваивавшемся советскими энергетиками, – вплоть до Индии и
Вьетнама. Однако в правительстве, видимо, задаются вопросом: долго
ли смогут эти компании порознь противостоять технологической мощи
Siemens, General Electric, Alstom и других международных гигантов?
И не вернуть ли тяжелое машиностроение если не под контроль
государства, то хотя бы под некую единую структуру – на манер
создаваемого единого авиастроительного холдинга? Впрочем, пока это
только раздумья. «Для государства, фактически контролирующего
сам «Газпром», экономической целесообразности в приобретении ОМЗ
пока нет, – говорит старший аналитик ФК «УРАЛСИБ» Вячеслав
Смольянинов, – если не иметь в виду некие долгосрочные
стратегические планы по созданию мощной национальной машкорпорации.
Но поскольку четкого понимания схемы и принципов деятельности такой
корпорации не прослеживается, пока сложно говорить об экономическом
эффекте сделки и в дальней перспективе». Между тем, говорят
аналитики, не исключено, что помимо стратегического заказа главного
акционера «Газпром» может иметь и собственный интерес к ОМЗ.
«Помимо государственных целей, у «Газпрома» в данном случае могут
быть собственные: холдинг уже покупал у структур Кахи Бендукидзе
отдельные активы, и, думаю, все, что связано с производством
энергетического оборудования, в принципе интересно «Газпрому» и
сейчас, – считает Денис Нуштаев из ИФК «Метрополь». – Точно так же,
как металлургическим холдингам интересен горно-металлургический
дивизион. В данном случае такой различие интересов настолько
очевидно, что вероятнее всего не покупка пакета всей корпорации, а
ее постепенная продажа по частям». «Экономическая логика в
приобретении «Газпромом» ОМЗ есть, – говорит начальник
аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. –
Все-таки речь идет о такой перспективной отрасли, как оборудование
для атомной энергетики, притом что стоимость указанных активов по
сравнению с другими предполагаемыми покупками («Сибнефть») совсем
невелика. Определенная диверсификация активов имеет свой смысл в
плане распределения рисков».