Галина Старинская
Стратегия развития «Роснефти» до 2030 года
предусматривает модернизацию заводов компании, увеличение выпуска
топлива, а также расширение сети заправок. Международная экспансия
компании в секторе downstream может ограничиться уже существующими
проектами.
Согласно презентации стратегии «Роснефти»
(копия имеется в распоряжении РБК daily, она датирована апрелем
2011 года), модернизация российских НПЗ компании позволит увеличить
их стоимость на 21 млрд долл. К 2015 году производство
нефтепродуктов составит 59 млн т, из которых 75% — светлые
нефтепродукты. Продажи бензина внутри страны достигнут 7,9 млн т, а
экспорт — 2,4 млн т; дизтоплива — 9,3 млн и 14,4 млн т
соответственно.
Между тем компания впредь намерена выборочно
подходить к переработке за рубежом. Фокус будет делаться на
синергию нефтепереработки с поставками нефти, а также получение
доступа к растущим рынкам. Хотя госкомпания считает, что три уже
реализуемых проекта могут быть достаточными для международной
экспансии в нефтепереработке — это расширение экспортно
ориентированного Туапсинского НПЗ, доступ к европейским рынкам и
лучшим практикам управления за счет доли в Ruhr Oel GmbH, а также к
быстрорастущему рынку Китая путем участия в Тяньцзинском НПЗ.
Госкомпания объясняет это тем, что зарубежная нефтепереработка
непривлекательна. По ее подсчетам, средневзвешенная маржа
переработки на российских заводах к 2015 году может вырасти до 22
долл. за баррель (сейчас около 15 долл.). Для сравнения: средняя
маржа НПЗ в Евросоюзе в 2007—2010 годах составляла всего 4—6 долл.
за баррель.
Стратегия предусматривает увеличение
производства нефтехимической продукции до 4 млн т с ориентацией на
рынок Китая, в том числе за счет увеличения доли полимеров.
«Роснефть» рассчитывает, что к 2020 году ее розничная сеть станет
более доходной и более качественной (см. таблицу). В частности, это
возможно за счет продажи 332 низкоэффективных АЗК, двукратного
роста реализации топлива и увеличения нетопливных продаж на 75 млн
долл. на 340 АЗК в результате реконструкции.
Кроме того, будет оптимизировано региональное
присутствие, в том числе открыто 158 АЗК на крупных магистралях,
создано восемь-девять крупных макрорегиональных единиц, отвечающих
за региональный сбыт в 53 регионах. «Роснефть» также планирует
оптимизировать нефтебазовое хозяйство и парк бензовозов, а также
карточную программу (переход от прямых скидок к бонусной системе).
Стратегия предполагает также выход госкомпании на нефтепродуктовые
рынки Северной Турции и Северного Китая.
На реализацию всех этих инициатив потребуются
капвложения в размере 2,36 млрд долл., зато капитализация
регионального сбыта нефтепродуктов вырастет на 3 млрд долл. Помимо
этого прирост стоимости бизнеса специальных продуктов составит 0,9
млрд долл. за счет развития продажи масел и смазочных материалов,
развития сбыта авиатоплива, а также бизнеса бункеровки.
Российский сектор downstream сейчас более
привлекателен, чем зарубежный, соглашаются эксперты.
Маржа на АЗС в России составляет в среднем 10%, но
сейчас с учетом замороженных с начала года цен на топливо,
повышения акцизов и роста стоимости нефти она упала до 5%,
подсчитал аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. Это выше, чем
в Европе, где маржа колеблется от нуля и ниже в зависимости от
региона. Кроме того, ВИНК в России основную прибыль получают за
счет более прибыльных оптовых продаж и нефтепереработки в России. В
«Роснефти» от комментариев отказались.
http://www.rbcdaily.ru/2012/03/27/tek/562949983369973