Александр Панченко
Группа представила стратегию развития
Группа "Новороссийский морской торговый порт"
(НМТП) впервые после смены контролирующих акционеров раскрыла
стратегию развития. До 2020 года порт должен оптимизировать
структуру и реализовать инвестпрограмму объемом более $1 млрд.
Деньги пойдут на строительство и расширение терминалов. Новых
покупок группа не планирует, зато хочет сделать универсальным
дочерний Приморский порт, специализирующийся на перевалке нефти.
Реализация проекта напрямую зависит от появления в порту железной
дороги, но ее строительство затягивается.
Топ-менеджмент Новороссийского морского
торгового порта представил мастер-план развития предприятия до 2020
года. Рынок ждал документа гораздо раньше, но его подготовили
только спустя год после того, как контролирующими акционерами порта
стали "Транснефть" и группа "Сумма", выкупившие в 2011 году у
Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия
Ротенберга 50,1% акций. Сама презентация стала первым публичным
мероприятием новой команды порта. Два источника "Ъ", близкие к
НМТП, рассказывают, что подготовка плана стала возможна только
после того, как "удалось навести порядок в деятельности порта". По
их словам, новые владельцы столкнулись с многочисленными схемами по
вымогательству и воровству, но "сейчас эти проблемы решены".
Мастер-план описывает основные положения стратегии группы по
развитию и управлению активами.
НМТП является крупнейшим российским портовым
оператором и третьим оператором в Европе по грузообороту (157 млн
тонн в 2011 году). Консолидированная выручка за девять месяцев 2011
года по МСФО составила $782 млн, EBITDA — $403,8 млн. В группу
входят несколько терминалов в Новороссийском порту, один из
крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске и контейнерная
площадка в Калининграде.
План не предусматривает расширения географии
деятельности группы и концентрируется на существующих активах. В
частности, планируется переориентация на высокодоходные грузы
(сейчас до 60% площадей занято грузами, которые генерируют 20%
EBITDA). Если раньше на одном терминале обрабатывались разные
грузы, то теперь порт будет поделен на зоны, каждая из которых
работает со своей номенклатурой. В частности, на базе ОАО
"Новорослесэкспорт" группа собирается построить контейнерный
терминал по перевалке до 500 тыс. TEU, после чего со 170 тыс. до
700 тыс. TEU будет расширена площадка в Западном районе порта.
Таким образом, суммарно НМТП сможет обрабатывать до 1,2 млн TEU в
год. Но группа решила отказаться от покупки единственного
независимого контейнерного терминала в порту — ОАО НУТЭП,
подконтрольного группе "Дело" Сергея Шишкарева,— из-за его
дороговизны (более $1 млрд).
Трубы, черные металлы, лесные, скоропортящиеся и
негабаритные грузы будут переваливаться в Восточном районе порта и
на Новороссийском судоремонтном заводе. Для железорудного сырья
построят отдельный терминал мощностью до 12 млн тонн в год (с
возможностью перевалки минеральных удобрений и угля). Также
рассматривается расширение мощностей Новороссийского зернового
терминала с 3-4 млн до 8 млн тонн. Суммарно на строительство и
расширение терминалов в 2012-2018 годах может понадобиться
$1,06-1,12 млрд, следует из документов группы.
Группа НМТП также планирует перепрофилировать
свой Приморский торговый порт из нефтяного в универсальный, то есть
построить там терминалы для перевалки контейнеров, металлов,
железорудного сырья, минудобрений и нефтепродуктов. В группе
утверждают, что уже подписали с грузоотправителями соглашение о
намерении переваливать в Приморске до 34 млн тонн грузов в год, но
они должны прийти по железной дороге, которой в порту до сих пор
нет. В группе рассчитывают, что в связи с выделением в 2012 году
7,5 млрд руб. госсубсидий ОАО РЖД на строительство ветки до порта
она может появиться к 2014-2015 годам.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь"
считает, что модернизация порта Приморска будет стоить более $1
млрд. Планы НМТП по расширению перевалочных емкостей в
Новороссийске, полагает аналитик, соответствуют потенциальному
грузообороту, который в пятилетней перспективе может пойти через
порт. Но глава агентства Infranews Алексей Безбородов
уверен, что авторы мастер-плана "слишком оптимистично смотрят на
уровень контейнеризации страны", и считает, что достичь заявляемых
объемов перевалки будет непросто.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1891783