Иван Трефилов
Российский концерн «Газпром» и украинская
компания «Нафтагаз» договорились о внедрении понятных механизмов
инвестирования и кредитования модернизации газотранспортной системы
Украины. Это решение стало следствием согласия сторон наладить
общее взаимодействие в вопросах повышения надежности транзита
российского газа в страны Европы.
Вместе с тем из совместного заявления непонятно,
готова ли Украина согласиться с непосредственным участием России в
этих проектах. Около двух недель назад Украина договорилась о
привлечении к ним ЕС и международных финансовых организаций,
которые пообещали выделить ей кредит объемом 2,5 миллиарда
долларов. Это соглашение вызвало весьма негативную реакцию со
стороны России, считающей неправильным ее отстранение от процесса
модернизации украинской ГТС.
Что может заставить Украину скорректировать уже
объявленный проект и допустить к нему российских инвесторов?
Эксперты считают, что в первую очередь все будет зависеть от объема
предполагаемых затрат, поскольку украинское правительство планирует
не только модернизировать свои газопроводы, но и увеличить их
пропускные мощности.
Аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин
считает, что для осуществления семилетней программы, которую
наметила Украина, денег, заявленных Евросоюзом, вполне
достаточно.
«Программа состоит в основном в модернизации
газоперекачивающих компрессорных станций. И для осуществления этой
программы 2,5 миллиарда евро вполне достаточно. Сами трубы
находятся в более ли менее исправном состоянии, и нет необходимости
модернизировать их радикальным образом. Предполагается расширение
мощности ГТС и обеспечение ее надежности, поскольку самые
проблемные места – это как раз устаревшие компрессорные
станции».
Отчасти с этим мнением согласен старший
аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Александр
Назаров. Однако, по его словам, сегодня есть сомнения, что
выделенные деньги Украина использует по назначению: «Как отмечают
все экономические обозреватели, экономика Украины находится в
ужасающем состоянии: по сравнению с прошлым годом в этом году темпы
промышленного производства ежемесячно падают примерно на 30
процентов. Поэтому я вполне допускаю, что Украина может
использовать эти деньги на финансирование других экономических
проектов».
Еще более мрачную оценку возможного
сотрудничества ЕС и Украины в области модернизации ее
газотранспортной системы приводит директор Международного института
политической экспертизы Евгений Минченко. Он предполагает, что этот
проект вообще не состоится, а если и состоится, то предложенных
Украине денег явно не хватит на его полномасштабную
реализацию:
«Проект, скорее всего, не состоится. Уменьшилась сама сумма
«безвозмездной финансовой помощи» (сначала звучала цифра в 2,5
миллиарда евро, теперь говорится о такой же сумме, но в долларах).
Кроме того, из обязательства с европейской стороны это перешло в
сослагательное наклонение: «может быть, когда-нибудь дадим немножко
денег». Но даже если эти средства и будут выделены, очевидно, что
их будет недостаточно. По экспертным оценкам, сумма, которая нужна
на реконструкцию украинской ГТС, в пять, а то и в десять раз
больше. Более того, этих денег не хватит на увеличение мощности
прокачки, поскольку та же Юлия Тимошенко заявила недавно, что на
увеличение мощности прокачки требуется еще пять с половиной
миллиардов долларов».
О том, что выделенных на модернизацию
газотранспортных сетей Украины двух с половиной миллиардов долларов
явно недостаточно при столь крупном объеме работ заявил и
заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев.
При этом он подчеркнул, что, исключив Россию из переговоров о
модернизации украинских газопроводов, ЕС явно упускает возможность
улучшить свою энергетическую безопасность.