Россия и Украина ускорят работу по созданию
консорциума для модернизации украинской газотранспортной системы.
Об этом в четверг заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко. Глава
Минэнерго подчеркнул, что газовая скидка для Украины еще не повод
для пересмотра аналогичных контрактов с другими партнерами
Газпрома. «Даже реагировать на подобные запросы не будем», –
заверил Шматко. Нафтогаз благодаря корректировке газовых контрактов
избежит банкротства.
На следующий день после заключения Россией и Украиной
стратегической сделки министр энергетики РФ Сергей Шматко сделал
ряд заявлений, одно из которых не могло не удивить.
Идея не забыта
«Два дня назад закончила работу подкомиссия, и мы поручили
интенсифицировать работу по консорциуму. Мы от этой идеи не
отказываемся»Так, главы Минэнерго РФ и минтопэнерго Украины
поручили подкомитету Межправкомисии по экономическому
сотрудничеству интенсифицировать работу консорциума для
модернизации ГТС Украины.
«Два дня назад закончила работу подкомиссия, и мы поручили
интенсифицировать работу по консорциуму. Мы от этой идеи не
отказываемся», – сказал Шматко.
Интересно, что на вчерашней встрече президентов двух стран Дмитрия
Медведева и Виктора Януковича ни слова о консорциуме так и не
прозвучало. Главный итог встречи – украинский Нафтогаз получает от
Газпрома скидку на газ в размере 100 долларов, а российский
Черноморский флот – право базироваться в Крыму еще как минимум 25
лет.
За день до подписания ключевых межгосударственных договоров
вице-премьер России Игорь Сечин заявил, что Россия и Украина не
обсуждают участие Газпрома в модернизации газотранспортной системы
Украины в обмен на льготную цену на газ. «ГТС Украины – это ГТС
Украины. Они по этому вопросу к нам не обращались, и мы тоже не
проявляем большой интерес», – сказал тогда вице-премьер.
Об этом же говорил премьер-министр Украины Николай Азаров,
признавая, что интерес Москвы к этому объекту вряд ли будет
высоким.
«России не нужна наша ГТС. Они сейчас строят два обходных маршрута,
они имеют договор о транзите газа на 10 лет, подписанный нашим
правительством. У них – железная договорная база с нами плюс два
газопровода. Зачем им нужна головная боль, связанная с
необходимостью модернизации ГТС?» – задавался вопросом
Азаров.
Тем не менее Киев все же предлагал Москве создать на паритетных
началах с ЕС консорциум. ГТС останется в собственности украинского
государства, но управлять ею будет консорциум, который «должен
объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное
государство и Европейский союз как потребителя голубого топлива»,
пояснял первый вице-премьер Украины Андрей Клюев.
Некоторые эксперты отмечали, что такой размен Россию не устроит.
Дело в том, что консорциум – тема долгоиграющая и не слишком
привлекательная, к тому же доступ на украинский рынок у Газпрома и
так предусмотрен (до 25% от промышленного потребления), доходность
здесь не столь высока.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров
отмечает, что сейчас все идет к тому, чтобы Россия минимизировала
транзитные риски. «Я приветствуют это решение. Жаль только, что
сделано это будет за счет бюджета РФ», – сказал он газете
ВЗГЛЯД.
И не просите
Больше скидок никому не будет. Это касается и партнеров РФ из числа
стран СНГ. «Наши переговоры с Украиной завершены успешно. Но я не
думаю, что они должны быть поводом для пересмотра взаимоотношений с
другими партнерами, и даже реагировать на подобные запросы мы не
будем», – подчеркнул Шматко, слова которого приводит
ПРАЙМ-ТАСС.
Министр отметил, что в своих взаимоотношениях с партнерами Россия
будет придерживаться принципа экономической целесообразности,
передает «Интерфакс».
Что касается Украины, то, как сказал Шматко, в свое время здесь
накопилось большое количество вопросов, однако они были
урегулированы. Газовая проблема потребовала комплексного
решения.
«На сегодня вопросы, связанные с гарантированным транзитом
российского газа, и вопросы взаимодействия с потребителями Украины
носят комплексный характер, – сказал Шматко. – Я рад, что сегодня
уровень решений дает все шансы считать, что мы находимся на хорошем
пути формирования долгосрочного партнерства в энергетической
сфере».
А нужен ли «поток»?
«Это комплекс договоренностей и его материальную, моральную и
политическую составляющие российские власти оценили столь высоко».
По мнению главного аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, в
большем выигрыше после подписанных соглашений сейчас находится
Украина. «Она сможет в течение 10 лет получать газ со скидкой в
30%. И если цена на газ будет расти, то выгода также будет
увеличиваться», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Эксперт считает, что за те 40 млрд долларов «экономии на газе»
можно не только собственную базу для российского флота создать на
территории уже России, но и целиком купить ГТС Украины. «И еще
останется приличная сумма (половина) на другие приобретения», –
отметил Лютягин.
Правда, добавил аналитик, все детали неизвестны, так что «по мере
реализации этих договоренностей будут появляться дополнительные
сделки или политические шаги Украины навстречу России». «Это
комплекс договоренностей, и его материальную, моральную и
политическую составляющие российские власти оценили столь высоко»,
– резюмировал он.
Александр Назаров полагает, что если брать в расчет только
компании, то больше всех выиграл, «конечно же, Газпром». «Думаю,
что в результате достигнутых договоренностей Газпром откажется от
строительства «Южного потока», необходимость в котором уже отпала.
Компании не придется тратить миллиарды евро на прокладку, по сути,
никому не нужной трубы», – предположил он.
Уже не банкрот
А вот Нафтогаз благодаря корректировке газовых контрактов сможет
избежать банкротства.
«В течение срока действия указанных контрактов компания
дополнительно получит около 39 млрд долларов. Кроме того, по
контрактам изъяты пункты о штрафных санкций, которые составляли
постоянную угрозу для деятельности компании», – отмечается в
сообщении украинской компании.
В 2008–2009 годах Нафтогаз накопил многомиллиардные долги и до сих
пор несет убытки, связанные с расчетами по кредитным
обязательствам.
«Принятые решения по уменьшению «ценового» давления на компанию
являются судьбоносными, поскольку позволят избежать банкротства
национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» – работодателя
для сотен тысяч украинцев во всех регионах страны», –
подчеркивается в сообщении, передает РИА «Новости».
Тот факт, что Газпром теперь будет оплачивать 80% стоимости
транзита газа до 6-го числа следующего месяца, а 20% – до 20-го
числа следующего месяца, позволит Нафтогазу оптимизировать процесс
расчетов за газ и отказаться от привлечения краткосрочных
кредитов.