Дмитрий Ланин
Российская группа «Сумма» выиграла конкурс на
строительство нефтяного терминала в порту Роттердама. Проект
стоимостью в 3 млрд долларов предусматривает создание крупнейшего в
Европе логистического хаба для нефти марки Urals.
Инвестгруппа «Сумма» выиграла конкурс на
строительство и эксплуатацию нового нефтяного терминала Tank
Terminal Europoort West в голландском порту Роттердама. Об этом со
ссылкой на источник в Кремле сообщило агентство «РИА «Новости». По
предварительной информации, генеральное соглашение на строительство
и эксплуатацию будет подписано сегодня, 20 октября.
Первый вице-президент «Суммы» Александр
Винокуров подтвердил BFM.ru эту информацию. Топ-менеджер уточнил,
что в проект планируется инвестировать 2–3 млрд долларов. «Возможно
даже 4 млрд долларов, если возьмем кредит», — уточнил он.
«Сумма» — диверсифицированный промышленный
холдинг. Основной владелец — Зиявудин Магомедов. Активы холдинга
сосредоточены в портовой логистике, инжиниринге, строительстве,
телекоммуникационном и нефтегазовом секторах.
Данный проект позволит реализовать концепцию
«открытого терминала», который призван стать крупным европейским
логистическим хабом для нефти марки Urals. Ожидается, что будет
создана цепочка морской перевозки российской нефти шаттл-танкерами
до «плавучего нефтепровода».
Конкурс на строительство нового терминала
руководство порта объявило в начале года. Заявки от претендентов
собирались до 22 июля. Список участников конкурса не публиковался,
однако по неофициальной информации заявку, помимо «Суммы», подавал
консорциум в составе российского портового оператора Global Ports
Investments, входящего в группу «Н-транс», и голландского портового
оператора Royal Vopak.
По предварительной информации, проект
предполагает строительство с нуля на двух площадках общей площадью
55 га. Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники
сообщала о том, что новый терминал будет сопоставим по мощности с
«Приморским». Мощность этого российского порта — до 80 млн тонн
нефтеналивных грузов.
Партнером «Суммы» в проекте будет крупнейший в
мире сырьевой трейдер Vitol и судоходная компания, имя которой пока
не называлось. Это связано с условиями конкурса, которые
предусматривают не только строительство терминала, но и гарантии
его постоянной загрузки и последующее управление проектом.
У «Суммы» уже есть опыт организации перевалки
нефти. Компания вместе с «Транснефтью» контролирует портовый
холдинг НМТП, объединяющий Новороссийский и Приморский торговые
порты, совместный объем перевалки через которые в 2010 году
составил 133 млн тонн.
«Сумме нет смысла объединять
действующие портовые активы и будущий терминал в одну компанию,
поскольку это не принесет никакой синергии, — рассуждает аналитик
ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. — Подобная сделка оправдана лишь в
долгосрочной перспективе — в случае расширения географии экспорта
российской нефти».
http://www.bfm.ru/articles/2011/10/20/summa-prishvartovalas-v-rotterdame-za-3-mlrd.html