Новости
29  Ноября  2005
Итоги

Игры олигархов

 

Спонсорство в российском спорте - явление новое: компании-благодетели могут внезапно появляться и исчезать. Существуют ли механизмы, позволяющие командам и федерациям не стать заложниками частных инвесторов? Фактическое банкротство хоккейного клуба "Лада", двукратного чемпиона России, финалиста суперлиги прошлого сезона, надолго озадачило спортивную общественность. За какой-то месяц суперклуб превратился в заурядную команду по самой банальной причине: его спонсор "АвтоВАЗ" сбросил спортивный балласт в отчаянной попытке самому удержаться на поверхности. Бюджет клуба был немилосердно урезан, хоккеистов с удовольствием расхватали конкуренты, а их места заняли спортсмены с более скромными запросами и возможностями. Точно так же этим летом развалилась футбольная команда "Крылья Советов". Ее владелец Герман Ткаченко влез в долги, конкурируя с богатыми столичными клубами, но личных средств не хватило. Самарские власти, к которым он апеллировал за поддержкой, просто наблюдали, как "Крылья" ломаются и опадают, а затем забрали команду себе. Разумеется, она уже была не та - лучших футболистов сменили на менее амбициозных и более скромных в запросах. Обанкротилась и фактически распалась волгоградская  команда "Ротор", в свое время побеждавшая даже "Манчестер Юнайтед", канули в Лету передовые когда-то новороссийский "Черноморец" и камышинский "Текстильщик", влачит жалкое существование именитая некогда хоккейная команда "Крылья Советов", потерявшая инвестора и не сумевшая найти достойного нового... Такие примеры можно множить. Суть одна: спонсор приходит и уходит, а команда, клуб, иногда даже целая федерация остаются с вопросом: где теперь взять денег на жизнь? Зачем богатые компании и частные лица вообще берутся спонсировать спорт и существуют ли механизмы, позволяющие спортсменам не быть заложниками частного капитала?

Кому это надо?

Спорт в России с трудом можно назвать бизнесом - в этом сходятся и бизнесмены, и спортивные специалисты. Даже если речь идет о самых популярных видах спорта - хоккее или футболе, всерьез о прибыли говорить не приходится. Доходы от телевидения смехотворны, атрибутикой торгуют пираты, а билеты стоят копейки по сравнению с зарплатой самого заштатного игрока. Михаил Слипенчук, президент Федерации кекусин-кан карате-до России и спонсор этой федерации в одном лице, определил три варианта финансовой поддержки в наших реалиях. Первый подход - это инвестиции, которые по идее могут приносить прибыль. Второй - вложение денег без ожидания прямого возврата. Такие вложения, безусловно, работают на имидж компании и помогают потом в деловой жизни. Скажем, "Лыжня России" или турнир по самбо "Победа" на 30 процентов финансируются за счет привлечения частного бизнеса, а кубок "Хрустальное седло" - на все 100. И, наконец, третий подход - откровенное меценатство: деньги вы вкладываете и не ждете возврата  никогда. Два последних в России встречаются чаще всего. Но какова мотивация меценатов? Многие из успешных бизнесменов говорят, что занимались в юности спортом и он, что называется, вывел их в жизнь, а теперь считают нужным отдавать долги. Впрочем, иногда бизнесмен - это завзятый болельщик, пытающийся влиять на ситуацию на новом уровне. К примеру, фактический хозяин "Спартака" вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун был поклонником киевского "Динамо" - заклятого врага московского клуба, и тем не менее бизнесмен стал одним из авторов возрождения "красно-белых". Кстати, при всех крутых поворотах последних лет "Спартак" не потерял профессиональный статус, не вылетел из премьер-лиги, как это случалось в свое время с "Зенитом". Иногда такие любители спорта возглавляют целые регионы. Губернатор Московской области Борис Громов предоставляет именитым спортсменам со всей страны жилье и базу для тренировок, способствует строительству стадионов, убеждая местных бизнесменов помочь. Правительство  Москвы во главе с футболистом-теннисистом Юрием Лужковым финансирует чемпионаты по парусному спорту и многое другое, не говоря о том, что строит спорткомплексы и борется за Олимпиаду. Но бывает, как в Архангельске, где власти сочли, что кормить лучшую российскую команду по хоккею с мячом "Водник" с чадами и домочадцами накладно, и отказали команде от дома. Местное население пошумело и успокоилось, а тот "Водник" теперь называется "Динамо" (Москва) и все так же легко обыгрывает конкурентов.

 Две стороны медали

 Если бы не спонсоры, не играли бы за российские клубы хоккеист Яромир Ягр, футболист Даниэль Карвалью или баскетболист Теодорос Папалукас. Чем был бы нынешний футбольный ЦСКА без Вагнера, Дуду и Карвалью, а точнее, без денег Евгения Гинера? Не говоря уже о ставшем мифическим "Челси" без Романа Абрамовича. Хотя с экономической точки зрения проект убыточен, то есть смахивает на меценатство. Этого не могут себе позволить конкуренты "Челси". Американский миллиардер Малкольм Глейзер, купив "Манчестер Юнайтед", отметил свою сделку приглашением бесплатного 35-летнего вратаря Эдвина ван дер Сара, а Абрамович прикупил целый состав великолепных футболистов. До Абрамовича "челсийцы" выглядели на фоне грандов - клубов "Манчестер Юнайтед" или "Арсенал" - примерно так же, как ларек в Бирюлеве по сравнению с бутиком в "Охотном Ряду". Теперь все наоборот. Польза от спонсоров совершенно очевидна, но это одна сторона медали. Есть и другая: на спонсорские деньги подсаживаются как на иглу, переставая  думать о том, как эти самые деньги заработать.  Специалисты сходятся во мнении, что именно поэтому в России так пробуксовывает развитие спортивного маркетинга. Зачем строить этот бизнес, если есть "богатые дяди"? Однако не все богатые дяди получили свое состояние одной хитрой, а-ля начало 90-х, сделкой. Кто-то бился за место под солнцем, осваивал рыночные законы. Отсюда, надеются многие, и придет помощь спорту - вложившимся в команду хозяевам просто жалко затраченных усилий, а потому они начинают строить систему, которая сама сможет зарабатывать деньги. Хотя бы в отдаленной перспективе. Все-таки спортивный маркетинг - хороший бизнес во всем мире. Не зря покупаются футбольные клубы, команды "Формулы-1"... Любое массовое движение, которое имеет почитателей, может приносить деньги, считают эксперты. Впрочем, в мире есть много разных экономических моделей существования спорта, и нигде, даже при крутом маркетинге, не обходится без спонсоров. Вопрос только в том, сам клуб, спортсмен или федерация ищет кредитоспособного партнера или к  нему строятся в очередь с деньгами.  Если команда обладает историей, победами, болельщиками, харизмой, если хотите, - она себе хозяина найдет. Провинциальным командам куда сложнее пережить "кризис благодетеля". В этом году из премьер-лиги вылетела владикавказская "Алания", которая выиграла чемпионат России по футболу и сумела обойти тогдашний "Спартак". Успехи осетинского клуба связывают с водочными деньгами, которые иссякли после возвращения госмонополии на спирт. Были после взлета у "Алании" и другие хозяева, мелькали известные тренеры и игроки, но запала и кошелька хватало ненадолго. И непонятно, сохранится ли команда хотя бы в первом дивизионе. Тут возникает эффект домино: меньше денег - хуже результаты - беднее новый спонсор - потеря позиций и имени. Собственно, спортивные коллективы точно так же появляются, возносятся и рушатся в разных видах спорта в Италии, и в Англии, и за океаном. Это естественный рыночный процесс. Вот уже много лет постепенно умирает канадский хоккей. Парни из Канады продолжают исправно  молотить клюшками, но покупают это зрелище теперь янки. Канада теряет одну команду за другой. И хотя руководство НХЛ пытается подкармливать бедняков и ограничивать богатеев законодательно, отменить законы рынка оно не в состоянии.

Правило золотого парашюта

Понятно, что без "отцов-попечителей" клубам не выжить. А как обстоят дела с федерациями по видам спорта? В России их отношения со спонсорами складываются достаточно причудливо. Большинство федераций живет, рассчитывая исключительно на средства Росспорта. Казалось бы, такое положение вещей характерно для видов, коммерчески не слишком успешных. Однако выяснилось, что даже у Всероссийской федерации легкой атлетики нет постоянных спонсоров. Есть технические - компании, производящие экипировку, которым необходима тесная связь со спортсменами. Подтягиваются спонсоры к крупным соревнованиям, но о долгосрочном сотрудничестве речь не идет. Странно было услышать об этом от Валерия Куличенко, главного тренера наших легкоатлетических сборных, тем более когда знаешь, сколько звезд в нашей национальной команде. У Союза гандболистов России ситуация несколько другая. Их уже четыре года поддерживает Внешэкономбанк, причем, как сказал "Итогам" первый вице-президент союза Юрий Резников, контракт каждый раз продлевается максимум на год, что не внушает оптимизма. Гандбол - самый успешный из игровых видов спорта в России (на последней Олимпиаде наши завоевали "бронзу", а в Сиднее "золото") - не может найти спонсоров. На подготовку сборной команды к международным стартам средства поступают из ведомства Фетисова. Если же крупные соревнования проходят в России, то "поднимать" их приходится усилиями клубов и федерации.  Лариса Сиднева, президент Федерации аэробики России, рассказала "Итогам", что ее федерация имеет дело преимущественно с бартерным спонсорством, а соревнования международного уровня поддерживает "Газпром". Фитнес-аэробика не является олимпийским видом спорта и не финансируется Росспортом, так что без поддержки извне она просто прекратит свое существование. Что до гарантий от спонсоров, то Сиднева считает, что все дело в реноме компании: "Такие, как "Газпром", всегда честны и верны, а технические спонсоры нас никогда не кидали". Вадим Байрамов, председатель исполкома Национальной федерации бадминтона России, в качестве гарантий назвал правило золотого парашюта: со спонсорами заключаются контракты, предусматривающие определенные обязательства при досрочном расторжении контракта. Это могут быть штрафные выплаты или какие-либо другие обязательства, которые при необходимости могут оказаться хорошими рычагами в суде. Впрочем, до таких крайностей в российских федерациях стараются дело не  доводить. Алексей Селиваненко, первый вице-президент Федерации тенниса России, сказал "Итогам": "Если партнеры адекватные и выполняют свои обязательства, то какие могут быть с ними разногласия? Чем длительнее сотрудничество компании и федерации тенниса, тем оно выгоднее для обеих сторон". Фирма позиционирует себя на теннисном рынке, а теннисисты получают возможность планировать свое будущее. Российский теннис, в частности "Кубок Кремля", постоянно поддерживает один из московских банков, сборные команды - ряд компаний. Как пример многолетних индивидуальных контрактов можно назвать партнерство "Билайн" с Анастасией Мыскиной и Еленой Дементьевой. Известны, впрочем, случаи, когда компании отказывались от спонсорства, выплачивали неустойку и долго выходили из игры.  Оказывается, что эффективность сотрудничества со спонсорами во многом определяется грамотным спортивным менеджментом и, конечно, степенью раскрученности вида спорта в стране. Там, где у руля оказались менеджеры современной закваски, вид спорта стремительно развивается, спонсоры находятся, гарантии предоставляются - в выигрыше обе стороны. Если же в

федерации ждут "прожиточного минимума" от Росспорта и только сетуют: "Эх, где же наши денежки..." - похоже, там дела еще долго будут находиться в застое. Спонсоры сами не придут - им надо уметь показаться, обрисовать перспективы. И пока это понимание не придет к нашим спортивным функционерам, воз будет и поныне там.

 

 

 

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.