Новости
14  Ноября  2005
Эксперт-Сибирь

Стратегический подход

Республика Бурятия в последнее время стала объектом пристального внимания федеральных властей. О том, с чем это связано, "Эксперту-Сибирь" рассказал президент Бурятии Леонид Потапов

 

Юрий Афанаскин

 

Леонид Потапов родился 4 июля 1935 года в поселке Уакит Баунтовского района Республики Бурятия в семье рабочего. После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер-механик" в 1959 году был направлен на работу на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, где работал мастером, инженером, старшим инженером, начальником цеха, главным инженером. В 1965 году без отрыва от производства окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности "экономист". С 1976-го по 1987 год работал в Бурятском обкоме КПСС. В 1987 году направлен на работу в Туркменистан, где занимал пост председателя Марыйского облисполкома, а позже - заместителя председателя Верховного Совета Туркменской ССР. В апреле 1990 года на альтернативной основе избран первым секретарем Бурятского обкома КПСС, а в октябре 1991-го - председателем Верховного Совета Бурятской АССР. На всенародных выборах в 1994 году одержал победу, став первым президентом и одновременно председателем правительства Республики Бурятия. В 1998 году переизбран на второй срок. В 2002 году вновь одержал победу на выборах президента Бурятии. Доктор экономических наук. Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

 

- Леонид Васильевич, недавно в Бурятию приезжали первые лица государства, вы встречались в Москве с Президентом РФ Владимиром Путиным. Российские власти имеют в республике особый интерес, или такие встречи - результат общей тенденции повышенного внимания к "региональной теме"?

- Вероятно, присутствует и то, и другое. Сильные регионы - сильное государство, и сегодня это понимают, хочется надеяться, на всех этажах власти. Бурятия, с одной стороны, располагает мощным природно-ресурсным потенциалом, а с другой - ее нынешнее положение таково, что приходится говорить как о главной задаче о необходимости "догонять Россию". То есть сокращать отставание социально-экономического развития региона от среднероссийских показателей. На то, что республика оказалась в такой ситуации, есть объективные причины. Например, неоправданно высокий тариф на электроэнергию. Для потребителей Бурятии он в 3,5 раза выше, чем в соседней Иркутской области. Понятно, что это снижает и конкурентоспособность нашей продукции, и инвестиционную привлекательность региона. Кроме того, республика несет прямые и косвенные потери из-за экологических ограничений. Бурятия - это водосборная площадь Байкала. В озеро впадают 336 речек. Поэтому у нас другие, более сложные технологии лесозаготовок, совсем по-другому ведется сельское хозяйство. Все существующие крупные машиностроительные предприятия мы перевели на замкнутый водооборот. В таком же режиме работает и Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, а его очистительная система по стоимости составляет примерно треть всех основных фондов предприятия. То есть республика проводит огромную работу, чтобы не засорять Байкал. На это, как известно, требуются деньги, и немалые. Но Бурятия вынуждена практически в одиночку нести груз дополнительных затрат, которые никто не спешит компенсировать. В то же время рентный эффект дешевой электроэнергии достается Иркутской области. Ведь в конечном счете именно вода бурятских рек вращает турбины ГЭС Ангаро-Енисейского каскада, а в нашей республике такая дорогая электроэнергия. Кстати, во время встречи с президентом я не рапортовал об успехах, хотя они у нас, конечно, есть, а сделал акцент как раз на этих проблемах, которые без поддержки федерального центра не решить.

- Удалось найти понимание?

- Да. Другое дело, что подобные вопросы одним росчерком пера не решаются. Потребуется определенное время. Присутствовавший на встрече министр экономического развития и торговли Герман Греф доложил главе государства о том, что проблемы, связанные с разницей в цене на электричество, будут постепенно сняты путем выравнивания тарифов. Значение этого для экономики республики трудно преувеличить.

- Вероятно, неслучайно Герман Греф приезжал в Бурятию накануне вашей встречи с президентом. Какие договоренности достигнуты между министром и правительством республики в ходе этого визита?

- Главным итогом стало то, что в 2006 году дополнительно из федерального бюджета Бурятия получит 1,6 млрд рублей. Эти деньги предназначены на ремонт и строительство автомобильных дорог. Кроме того, поступят средства на электрификацию подстанций, прилегающих к основным туристским зонам побережья Байкала. Есть договоренность о выделении из федерального бюджета более 340 млн рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Улан-Удэ. Также будут выделены деньги на составление бизнес-плана по развитию в республике сферы туризма. В разработке примет участие международная компания. Герман Оскарович одобрил наши подходы к вопросам развития туризма с позиций укрепления экономики и социальной сферы, а также охраны окружающей среды. На встрече с министром мы обсуждали и социальные вопросы, вели разговор о создании особой экономической зоны.

- В чем особенности такой зоны?

- Речь идет прежде всего о создании зоны туристско-рекреационного типа. Практически все уникальные природные комплексы Байкала расположены со стороны Бурятии. Но сегодня туристический потенциал знаменитого озера используется далеко не в полной мере. Главный тормоз в развитии туризма - слабая инфраструктура. Сейчас отдыхать на Байкал ежегодно приезжают примерно 200 тыс. человек. По оценкам специалистов, это количество могло быть в 10 раз больше. Тогда доход республики от туризма составил бы порядка 2,5 млрд рублей в год.

- Что же мешает? Разве нет желающих инвестировать в развитие инфраструктуры?

- Желающие есть, и немало. Но инфраструктура - это не только гостиницы и турбазы, которые частные инвесторы, конечно, могут построить. Это еще и дороги, объекты теплоэнергетики, водоснабжения, канализации и многое другое. По нашим подсчетам, на создание такой инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям, нужно 31,5 млрд рублей. Здесь, безусловно, требуется участие государства. И оптимальным мне кажется вариант частно-государственного партнерства. Хочу особо подчеркнуть, что развитие туризма должно идти не в ущерб нашим уникальным природным комплексам и самому Байкалу. В первую очередь мы думаем о сохранении озера для будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой. Это важнейшее условие устойчивого развития региона. Участие государства необходимо еще и для того, чтобы все было под контролем, чтобы туристско-рекреационная зона обустраивалась и благоустраивалась не стихийно, а по четкому плану. Поэтому в настоящее время правительство Бурятии совместно с Федеральным агентством по туризму и Министерством экономического развития и торговли разрабатывает целевую федеральную программу по созданию на Байкале туристско-рекреационного комплекса. В ближайшей перспективе в сфере туризма у нас будут заняты около 25 тыс. человек, а если брать смежные отрасли, то более 50 тыс.

- В прогнозе социально-экономического развития Бурятии говорится о том, что в 2008 году объем валового регионального продукта увеличится по сравнению с 2004-м на 29-35%. С какими точками роста экономики связан такой оптимистичный прогноз? Не только же с развитием туризма?

- Конечно, нет. Хотя и роль туризма я не стал бы преуменьшать. Его развитие даст мультипликативный эффект, повысит приток инвестиций во все сферы экономики. А основной рост должен обеспечить минерально-сырьевой комплекс. Это, в первую очередь, строительство горнодобывающего предприятия на базе Хиагдинского месторождения урана, разработка Озерного и Холодненского полиметаллических месторождений, Чулбонского месторождения кварцитов, увеличение мощностей на Тугнуйском угольном разрезе. Но осуществление этих проектов также во многом будет зависеть от государственных инвестиций. Почему, поясню на примере Озерного месторождения, где, кстати, сосредоточено 48% запасов российского цинка. Был проведен аукцион, который выиграла московская инвестиционная финансовая компания "Метрополь". Для освоения месторождения нужно построить железнодорожную ветку протяженностью 165 км, для чего требуется около 180 млн долларов. Компания готова вложить в строительство до 40% собственных средств, остальные, по мнению ее руководства, должно найти государство. И с этим мнением трудно не согласиться. Создание условий для инвестора и инфраструктуры - задача государственная. Среди приоритетных отраслей - машиностроение. Когда в 1990-е годы разваливалась "оборонка", нам удалось спасти авиационный завод. В свое время он выпускал самолеты МиГ-27, Су-25, изготавливал в год до 300 вертолетов Ми-8 и Ми-171. На предприятии работали 58 тыс. человек. И вот государственного заказа практически не стало. Пришлось искать выход на мировой рынок. Нашли. Наши вертолеты оказались востребованы в Малайзии, других странах Юго-Восточной Азии, Эквадоре. А сейчас и родное государство начинает поворачиваться к нам лицом. Буквально на днях из Министерства обороны пришел положительный ответ по госзаказу. Завод будет заниматься модернизацией состоящих на вооружении самолетов, которые он когда-то выпускал. Думаю, что хватит работы и локомотивовагоноремонтному заводу. Его тоже в 1990-х годах пришлось в буквальном смысле спасать. А сколько предприятий все же оказались разрушены... Впрочем, об этом, пожалуй, хватит. Сожалеть о том, что произошло в годы реформ, бессмысленно. Сегодня надо думать, как развиваться дальше. Еще одна точка роста - лесная отрасль. Здесь будем держать курс на глубокую переработку. Считаю, что экспортировать круглый лес, как это в основном происходит сейчас, не просто неправильно, а преступно.

- Руководителю региона порой приходится проявлять незаурядные менеджерские качества. Например, сообщалось, что компания СУЭК после продолжительных переговоров с правительством и лично с вами, не стала существенно поднимать цены на уголь, поставляемый в республику и используемый для выработки тепло- и электроэнергии. Оправданно ли, что подобные вопросы решаются на уровне личных договоренностей?

- Действительно, для достижения определенных целей государственного масштаба приходится идти и на такие шаги. Я считаю, что все средства хороши, лишь бы они приносили пользу, а не вред. Что касается моих личных менеджерских качеств, то могу сказать следующее. В советские годы я, промышленник, получил еще и экономическое образование. В эпоху реформ пришлось перестраиваться, отказываться от определенных стереотипов. А о результатах моей работы судить землякам, избравшим меня на высший пост в республике.

- СУЭК - не единственный пример, в Бурятии работают и другие столичные компании. Насколько, на ваш взгляд, руководству республики удается балансировать между интересами крупного бизнеса и жителей региона?

- Да, в последние годы отмечается вхождение ряда предприятий республики в различные интегрированные структуры, головные компании которых находятся за пределами Бурятии. Причина этого явления - недостаток финансовых ресурсов у местных предприятий для модернизации и расширения производства, а также в обострении борьбы за рынки сбыта. На данном этапе это, может быть, единственный способ выжить. Главное, что на всех предприятиях, вошедших в холдинги, сохранено производство и развиваются профильные виды деятельности. Правительство Бурятии заключает с головными компаниями холдингов соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, учитывающие интересы региона. В частности, предусматривается увеличение объемов производства, сохранение рабочих мест, рост заработной платы.

- С "большими" понятно. А как в республике обстоят дела с малым бизнесом?

- Без всякого преувеличения могу сказать: развитие малого бизнеса - одно из приоритетных направлений работы правительства. Если несколько лет назад частные предприниматели говорили, что хотят от властей одного - чтобы не мешали, то теперь ситуация изменилась. Малый бизнес просит помощи, без поддержки небольшим предприятиям сегодня сложно выжить, не говоря уже о создании новых. Мы находим разные варианты оказания такой помощи. Например, Бурятия приняла участие в программе Российского Банка Развития по кредитованию субъектов малого бизнеса. Банк выделил республике лимит долговых обязательств на 27 млн рублей. Разрабатывается республиканская программа поддержки малого предпринимательства. Предусмотрено создание в следующем году агентства кредитного обеспечения малого бизнеса. Оно будет гарантировать 50% залоговых обязательств предпринимателей по возврату кредитов коммерческих банков. В августе этого года Бурятия стала одним из победителей конкурса среди субъектов Федерации на получение средств федерального бюджета для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На реализацию нашего проекта по созданию бизнес-инкубатора центр выделит 12 млн рублей. По прогнозам правительства, доля занятых в малом бизнесе в этом году должна составить 24,9% от общего числа работающих, а к 2007-му - увеличиться до 27%.

- Леонид Васильевич, вы не раз говорили, что являетесь сторонником укрупнения регионов. В чем, по-вашему, преимущества объединения?

- Считаю, что с таким административно-территориальным делением, как сегодня, Россия не сможет дальше динамично развиваться. Ведь все маленькие субъекты Федерации экономически несамодостаточны. А если объединить Читинскую, Иркутскую области, Агинский и Усть-Ордынский автономные округа и Бурятию, образуется вполне самодостаточный регион. Прибайкальский край - чем плохо звучит? Вообще, укрупненные регионы могут стать своеобразным мощным локомотивом экономического роста России.

- Каким вам видится статус республики в составе края? Не произойдет ли его принижение?

- А почему статус должен понизиться? В советское время было три уровня государственной власти: Совет министров СССР, Совет министров РСФСР, Совет министров Республики Бурятия. По этой аналогии можно выстроить систему госуправления и после объединения: правительство России, правительство Прибайкальского края, правительство Бурятии. Более того, если дело дойдет до реального объединения, а я думаю, что рано или поздно дойдет, придется отдельно договариваться о статусе республики. Надо будет учесть проблемы сохранения и развития национального языка, самобытной культуры.

- Сейчас рассматривается законопроект, согласно которому федеральный центр должен передать регионам порядка 100 полномочий. Это будет благо для республики или дополнительная обуза?

- На этот вопрос сейчас нет однозначного ответа. С одной стороны, потребуются структурные изменения в системе управления, сотни новых чиновников. А с другой - передача полномочий от федерального центра поможет наполнению бюджета республики, так как в новых условиях органы исполнительной власти Бурятии получат дополнительные рычаги воздействия в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, образования, науки, культуры, сельского хозяйства, строительства и других.

- Многие главы регионов, не дожидаясь истечения срока своих полномочий, ставили перед Президентом РФ вопрос о доверии. Вы не стали этого делать. Почему?

- Не вижу такой необходимости. Должностей себе никогда не просил, мне всегда их предлагали. В 2002 году, когда я в очередной раз шел на выборы, согласовал этот свой шаг с Президентом России. Народ меня избрал. Так какие у меня могут быть сомнения? Буду работать до 2007 года.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.