Александр Панченко
«Аэрофлот» почти утроил
консолидированную прибыль по итогам 2010 года до $253 млн. Но из
дочерних компаний только две приносят перевозчику прибыль —
«Шеротель» и «Аэромар». Остальные только ухудшают показатели работы
авиакомпании, которая сама по себе получила в 2010 году $346 млн
прибыли.
«Аэрофлот» опубликовал отчет за 2010 год по
МСФО. Согласно документу, выручка группы составила $4,3 млрд
выручки, что больше показателя за 2009 год на 29%, чистая прибыль —
$253 млн (превышает показатель 2009 года в 2,9 раза). Сам
«Аэрофлот» получил прибыль в размере $346 млн при выручке в $3,8
млрд. Из презентации финансовых результатов компании следует, что
также прибыльными оказались «Шеротель» (владеет гостиницей
«Новотель» в аэропорту Шереметьево) и «Аэромар» (поставляет питание
для пассажиров). Их совокупная чистая прибыль составила $38 млн
(еще $18 млн чистой прибыли удалось заработать за счет прочей
деятельности).
Но другие дочерние структуры принесли
«Аэрофлоту» только убытки. В частности, от ОАО «Терминал»
(управляет терминалом D в аэропорту Шереметьево), в котором
«Аэрофлоту» принадлежит 52% акций, компания получила $63 млн
убытка. Еще $39 млн убытка принесла авиакомпания «Нордавиа»,
которую в марте у «Аэрофлота» выкупили структуры «Норильского
никеля». Убыток «Аэрофлот-Карго» составил $8 млн, «Донавиа» — $4
млн.
Из отчетности следует, что основные деньги
«Аэрофлот» по-прежнему получает от выполнения пассажирских
перевозок — 76% в общей структуре доходов ($3,3 млрд). При этом
чуть меньше трети средств ($1,3 млрд) удается зарабатывать на
внутрироссийских рейсах, а остальное — на международных, самыми
прибыльными из которых по-прежнему остаются европейские и азиатские
маршруты. Еще около $400 млн (то есть больше чистой прибыли)
«Аэрофлот» получает по соглашениям с другими авиакомпаниями. В эту
сумму входят и роялти, выплачиваемые в рамках межправительственных
соглашений. Однако сумму роялти в компании не уточняют.
В презентации «Аэрофлота» отмечается, что
расходы группы росли медленнее, нежели выручка. В компании
объясняют это проведенной в 2010 году масштабной кампании по
сокращению расходной базой. Ее результатом стало уменьшение на $37
млн затрат на закупку авиакеросина за счет проведения конкурсов,
еще около $9 млн удалось сэкономить за счет снижения ставок за
обслуживание парка. Всего, согласно презентации, «Аэрофлоту»
удалось сэкономить более $65 млн.
В отчетности МСФО «Аэрофлот» представил и
обновленные данные по парку воздушных судов. Всего группа
«Аэрофлот» эксплуатирует 143 самолета, 64% из которых холдинг
привлекает на основе операционного, а 25% — на основе финансового
лизинга. При этом группа эксплуатирует только 13 самолетов
отечественного производства, оставшаяся часть представлена
воздушными судами производства Boeing и Airbus, а также тремя
самолетами McDonnell Douglas MD-11. В период 2011–2015 годов парк
группы планируется увеличить на 81 самолет, в том числе за счет
поставок 30 Sukhoi Superjet. Как отмечает источник “Ъ”, на рынке
эти самолеты «Аэрофлот», судя по всему, будет привлекать на
условиях операционного лизинга. «Это может свидетельствовать о том,
что компания либо не хочет перегружать себя долгом, либо что она не
очень уверена в производственных характеристиках и экономичности
этих самолетов»,— поясняет собеседник “Ъ”.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь»
отмечает, что результаты «Аэрофлота» оказались лучше консенсуса по
всем показателям. Ключевую роль, по мнению аналитика, в этом
сыграла быстро улучшающаяся конъюнктура, а также действия
менеджмента, который помимо прочего смог сохранить контроль над
расходами на персонал и продолжил оптимизацию маршрутов, избавляясь
от нерентабельных направлений. При этом планы компании на 2011 год
по увеличению пассажиропотока на 30% при одновременном сохранении
уровня рентабельности EBITDA на уровне 2010 года, то есть 17–18%,
аналитик называет «очень амбициозными».