Россия и Норвегия будут ругаться по поводу нефти Баренцева
моря
Екатерина Гуркина
Норвегия начинает разработку нефтегазовых
месторождений в Баренцевом море, непосредственно у границ России.
Российские экологии пугают экокатастрофой в Арктике, аналитики
опасаются проблем с пограничной зоной, а отечественные нефтяники не
боятся конкуренции. Правительство Норвегии планирует в течение двух
лет пробурить в Баренцевом море три нефтяные скважины. Российские
экологи обеспокоены этой ситуацией, но Норвегия считается страной с
«экологически чистыми» технологиями, поэтому недовольство России
будущими конкурентами, с точки зрения норвежских нефтяников и
экологов, не вполне обосновано. Действительно, несмотря на то, что
объемы производства нефти в Норвегии и России несопоставимы, у
Норвегии гораздо больше опыта в разработке шельфов – страна уже
давно осваивает нефтегазовые месторождения в Северном море, и
теперь, когда объемы добычи в Северном море стали уменьшаться,
норвежцы заинтересовались перспективами шельфов в Баренцевом.
Россия совсем недавно принялась за поисковые работы в Баренцевом
море. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы нефтяной
компании «Роснефть» Дмитрий Пантелеев, сейчас в Баренцевом море
ведется подготовительный этап по добыче нефти: строится
инфраструктура, в частности, морская ледостойкая платформа, и
основное внимание специалистов приковано к Приразломному
месторождению. В разработку морских ресурсов «Роснефть» планирует
инвестировать $1 млрд. По прогнозу господина Пантелеева,
непосредственная добыча нефти в Баренцевом море начнется в 2005
году. Но «зеленые» протестуют против вторжения норвежцев и вообще
против активной разработки нефтегазовых ресурсов в Баренцевом море,
поскольку это может создать критическую ситуацию в водах Арктики:
ведь именно по этим водам Россия планирует пустить нефтяные танкеры
по маршруту Мурманск-Хьюстон. Кроме того, норвежско-российская
граница в Баренцевом море все еще не делимитирована, в связи с чем
у норвежских и российских рыболовов постоянно возникали проблемы.
Более чем вероятно, что у нефтяников проблемы c «пограничным»
пространством будут гораздо серьезнее. В «Роснефти» к этому вопросу
относятся спокойно: «Если МИД скажет, что мы не должны переходить
ту или иную границу, мы переходить ее не будем. Пока таких проблем
у нас не было, и с экологами у нас трений тоже не возникало», –
говорит Дмитрий Пантелеев. По мнению старшего аналитика по
нефтегазовой отрасли ИФК «Метрополь» Евгения Сацкова, для
российских нефтяных компаний экономически целесообразней
разрабатывать «сухопутные» запасы нефти, чем морские – в
особенности, на территории Восточной Сибири. Дело в том, что Россия
пока не освоила технологию добычи нефти и газа в море, а разработка
месторождений «на земле» гораздо ниже по себестоимости и в
ближайшей перспективе принесет реальную прибыль. Хотя ресурсы не
только Баренцева, но и других северных морей – Лаптевых,
Восточно-Сибирского, Чукотского, Карского, несомненно,
перспективный и потенциально прибыльный источник для разработки и
добычи нефти. Что касается правового аспекта «пограничных
отношений» между государствами, то здесь возможна ситуация, когда
одна страна, начав разведку на своей морской территории,
«пробурится» в чужеземные воды. Такой вариант грозит обеим странам
международным конфликтом. Специалисты компании «ПромЭкоЭксперт»
придерживаются такой позиции в экологическом аспекте проблемы:
«Общеизвестно, что с точки зрения техногенного воздействия на
экологическую систему, ее восстанавливаемости в случае аварии и
нанесения вреда человеку технология добычи нефти и газа на шельфе
на несколько порядков опаснее технологии добычи из недр континента.
Дополнительными факторами опасности выступают агрессивная к
технологии окружающая среда и затрудненность эвакуации персонала. В
новейшей истории известны случаи аварий на морских нефтяных
платформах, повлекшие не только гибель части или всего персонала,
но и региональные экологические катастрофы. Что касается разработок
в Баренцевом море, необходимо отметить, что экологический ущерб
может быть нанесен населению и экосистемам сразу нескольких
государств: России, Финляндии, Норвегии. Возможно стремительное
развитие и многократное увеличение ущерба за счет морских течений,
основным из которых является Гольфстрим. Появляется вероятность
утраты уникальных представителей флоры и фауны данного региона в
случае аварии на нефтяной платформе. Однако, повышенная опасность
технологии добычи нефти на морском шельфе влечет и значительное
повышение внимания к вопросам безопасности и прогнозирования риска
на таких объектах. Для разработки морского шельфа норвежской
стороной к проекту в области управления рисками будет привлечена
всемирно известная норвежская компания Det Norske Veritas, давно и
успешно специализирующаяся на решении задач, связанных с
управлением риском при разработке шельфовых месторождений. Это
обстоятельство позволит значительно снизить вероятность
возникновения аварий на платформе и экологических катастроф» –
сообщили «Газете.Ru» в «ПромЭкоЭксперте».