Новости
17  Декабря  2003
Газета.Ру
Россия и Норвегия будут ругаться по поводу нефти Баренцева моря 

Екатерина Гуркина  

 

Норвегия начинает разработку нефтегазовых месторождений в Баренцевом море, непосредственно у границ России. Российские экологии пугают экокатастрофой в Арктике, аналитики опасаются проблем с пограничной зоной, а отечественные нефтяники не боятся конкуренции. Правительство Норвегии планирует в течение двух лет пробурить в Баренцевом море три нефтяные скважины. Российские экологи обеспокоены этой ситуацией, но Норвегия считается страной с «экологически чистыми» технологиями, поэтому недовольство России будущими конкурентами, с точки зрения норвежских нефтяников и экологов, не вполне обосновано. Действительно, несмотря на то, что объемы производства нефти в Норвегии и России несопоставимы, у Норвегии гораздо больше опыта в разработке шельфов – страна уже давно осваивает нефтегазовые месторождения в Северном море, и теперь, когда объемы добычи в Северном море стали уменьшаться, норвежцы заинтересовались перспективами шельфов в Баренцевом. Россия совсем недавно принялась за поисковые работы в Баренцевом море. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы нефтяной компании «Роснефть» Дмитрий Пантелеев, сейчас в Баренцевом море ведется подготовительный этап по добыче нефти: строится инфраструктура, в частности, морская ледостойкая платформа, и основное внимание специалистов приковано к Приразломному месторождению. В разработку морских ресурсов «Роснефть» планирует инвестировать $1 млрд. По прогнозу господина Пантелеева, непосредственная добыча нефти в Баренцевом море начнется в 2005 году. Но «зеленые» протестуют против вторжения норвежцев и вообще против активной разработки нефтегазовых ресурсов в Баренцевом море, поскольку это может создать критическую ситуацию в водах Арктики: ведь именно по этим водам Россия планирует пустить нефтяные танкеры по маршруту Мурманск-Хьюстон. Кроме того, норвежско-российская граница в Баренцевом море все еще не делимитирована, в связи с чем у норвежских и российских рыболовов постоянно возникали проблемы. Более чем вероятно, что у нефтяников проблемы c «пограничным» пространством будут гораздо серьезнее. В «Роснефти» к этому вопросу относятся спокойно: «Если МИД скажет, что мы не должны переходить ту или иную границу, мы переходить ее не будем. Пока таких проблем у нас не было, и с экологами у нас трений тоже не возникало», – говорит Дмитрий Пантелеев. По мнению старшего аналитика по нефтегазовой отрасли ИФК «Метрополь» Евгения Сацкова, для российских нефтяных компаний экономически целесообразней разрабатывать «сухопутные» запасы нефти, чем морские – в особенности, на территории Восточной Сибири. Дело в том, что Россия пока не освоила технологию добычи нефти и газа в море, а разработка месторождений «на земле» гораздо ниже по себестоимости и в ближайшей перспективе принесет реальную прибыль. Хотя ресурсы не только Баренцева, но и других северных морей – Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Карского, несомненно, перспективный и потенциально прибыльный источник для разработки и добычи нефти. Что касается правового аспекта «пограничных отношений» между государствами, то здесь возможна ситуация, когда одна страна, начав разведку на своей морской территории, «пробурится» в чужеземные воды. Такой вариант грозит обеим странам международным конфликтом. Специалисты компании «ПромЭкоЭксперт» придерживаются такой позиции в экологическом аспекте проблемы: «Общеизвестно, что с точки зрения техногенного воздействия на экологическую систему, ее восстанавливаемости в случае аварии и нанесения вреда человеку технология добычи нефти и газа на шельфе на несколько порядков опаснее технологии добычи из недр континента. Дополнительными факторами опасности выступают агрессивная к технологии окружающая среда и затрудненность эвакуации персонала. В новейшей истории известны случаи аварий на морских нефтяных платформах, повлекшие не только гибель части или всего персонала, но и региональные экологические катастрофы. Что касается разработок в Баренцевом море, необходимо отметить, что экологический ущерб может быть нанесен населению и экосистемам сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии. Возможно стремительное развитие и многократное увеличение ущерба за счет морских течений, основным из которых является Гольфстрим. Появляется вероятность утраты уникальных представителей флоры и фауны данного региона в случае аварии на нефтяной платформе. Однако, повышенная опасность технологии добычи нефти на морском шельфе влечет и значительное повышение внимания к вопросам безопасности и прогнозирования риска на таких объектах. Для разработки морского шельфа норвежской стороной к проекту в области управления рисками будет привлечена всемирно известная норвежская компания Det Norske Veritas, давно и успешно специализирующаяся на решении задач, связанных с управлением риском при разработке шельфовых месторождений. Это обстоятельство позволит значительно снизить вероятность возникновения аварий на платформе и экологических катастроф» – сообщили «Газете.Ru» в «ПромЭкоЭксперте».

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.