Запущен процесс ребрендинга крупнейшего
банка
Ксения Дементьева, Наталия Биянова
С понедельника, 14 декабря, Сбербанк начинает
ребрендинг своих отделений, который коснется смены корпоративного
цвета и изменения логотипа банка. По оценкам экспертов, стоимость
ребрендинга всех 20 тыс. отделений для Сбербанка может составить
около 20 млрд руб. Однако эти затраты будут оправданы лишь в том
случае, если одновременно со сменой имиджа банк полностью
перестроит бизнес-процессы.
Как стало известно "Ъ", Сбербанк начнет
национальную рекламную кампанию по ребрендингу, которую проведет
сетевое агентство McCann Erickson. В конце мая Сбербанк сообщал,
что определил McCann Erickson в качестве стратегического партнера
по креативному обслуживанию и производству рекламы. Концепцию
ребрендинга для Сбербанка разработало бренд-консалтинговое
британское агентство Fitch, которое ранее работало с "Почтой
России" и "Детским миром". Как рассказали "Ъ" сразу несколько
источников, близких к Сбербанку, корпоративным цветом крупнейшего
банка России станет светло-зеленый, изменится и логотип банка.
"Изменение логотипа будет несущественным, его форма останется
прежней, но изменится цвет,-- рассказал собеседник "Ъ".-- При этом
ребрендинг будет происходить постепенно, по мере возникновения
необходимости ремонта в действующих отделениях". Вчера в Сбербанке
от комментариев отказались. Однако, по сведениям "Ъ", сотрудники в
отделениях уже оповещены о предстоящих изменениях.
"В скором времени преобразования коснутся
формата наших отделений и нашего логотипа. Он будет доработан на
основе нашего существующего традиционного символа, станет более
динамичным и молодым",-- написал в своем письме сотрудникам
президент Сбербанка Герман Греф в мае этого года.
В Сбербанке не раскрывают сумму, которую
планируется потратить на ребрендинг, однако, по оценкам экспертов,
это около 20 млрд руб. "Гонорар агентства Fitch London может
составлять $0,5-1 млн, в зависимости от объема работы, которую им
заказал Сбербанк,-- считает глава Brandflight Moscow Сергей
Митрофанов,-- однако гонорар -- это самая меньшая часть всех
затрат".
Для Сбербанка с его сетью ребрендинг будет
стоить очень больших денег, смена одной вывески стоит от 150 тыс.
до 250 тыс. руб., а переоформить одно отделение -- около 1 млн
руб., оценивает Игорь Дуда, заместитель председателя правления
банка "Открытие" (также недавно проводившего ребрендинг). На
сегодня Сбербанк располагает примерно 20 тыс. отделений.
Ребрендинг станет следующим шагом в реализации стратегии
развития банка до 2014 года, которая предусматривает
"клиентоориентированность" и рост доли на рынке розничного
кредитования (сегодня -- около 32%). "В Сбербанке уже произошли
существенные изменения: увеличена скорость рассмотрения кредитных
заявок, появились технологии, позволяющие оценивать качество работы
сотрудников, и ряд других изменений,-- отмечает аналитик ИФК
"Метрополь" Марк Рубинштейн.-- Очевидно, что ребрендинг нацелен на
увеличение розничных продаж и доли рынка, и это следующий шаг в
исполнении стратегии банка".
Однако ребрендинг может оказаться эффективным
для Сбербанка лишь в случае глобального изменения бизнес-процессов,
считают эксперты. "Если ребрендинг Сбербанка ограничится сменой
логотипа и перекраской отделений, то эффекта не будет,-- полагает
президент брендингового агентства Senteo Майкл Ракмэн (делало
ребрендинг Альфа-банка в 2006 году, украинского Надра банка в 2007
году).-- Чтобы привлечь новых клиентов, поменяться в восприятии
людей, надо менять все: технологии, процессы, коммуникации с
клиентами, продуктовый ряд". Например, у Альфа-банка было две
попытки ребрендинга, и первая, когда создавался Альфа-банк
Экспресс, была очень затратной, но эффекта не принесла, поэтому
понадобилось проводить ребрендинг повторно, вспоминает господин
Ракмэн. "Полноценный ребрендинг неотделим от перехода на новые
бизнес-процессы, только тогда он позволяет повысить качество
клиентов",-- отмечает заместитель председателя правления ВТБ 24
Михаил Кожокин. С этой точки зрения перед Сбербанком сейчас стоит
сложная задача -- провести ребрендинг так, чтобы не только
сохранить ядро, своих массовых клиентов, но привлечь новые, более
высококлассные категории, добавляет эксперт.
Ранее Сбербанк заявлял о выходе на рынок
кредитных карт, намерении выйти в сегмент экспресс-кредитования в
торговых сетях. "Сбербанк сейчас меняет продуктовый ряд, создает
централизованную систему оценки заемщиков, поэтому такой
полномасштабный ребрендинг -- это определенная угроза для других
банков с точки зрения конкурентоспособности",-- считает Игорь
Дуда.