Супермаркеты для пайщиковОткрылись в 13 городах
Людмила Коваль
Жители 13 городов получили возможность покупать
паи ПИФов разных управляющих компаний в одном месте — сети “паевых
супермаркетов”, которую открыла группа компаний “Алор”.
Группа “Алор” открыла 14 “паевых супермаркетов”
в 13 городах: два в Москве и по одному в Санкт-Петербурге,
Архангельске, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде,
Новосибирске, Омске, Самаре, Саратове, Уфе и Челябинске. Сейчас в
них проводятся сделки с паями следующих открытых ПИФов: фонд
смешанных инвестиций “Молодежный” (под управлением компании
“Агана”), фонд облигаций
“Метрополь Зевс”, фонд смешанных инвестиций “Метрополь Афина” и
фонд акций “Метрополь Золотое руно” (все – УК “Метрополь”),
фонд смешанных инвестиций “ДИТ – Фонд сбалансированный”, “ДИТ –
Фонд акций”, “ДИТ – Фонд облигаций” (УК “Дойчер инвестмент
траст”).
На “прилавках” 14 “паевых супермаркетов” “Алора”
в 13 городах пока представлены паи семи фондов трех управляющих
компаний. Но в ближайшие дни, как только Федеральная служба по
финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрирует изменения в правилах ряда
ПИФов, в ассортименте супермаркетов появятся еще 17 фондов, а в
дальнейшем исполнительный директор “Алор Инвест” Алексей Хорунжий
обещает увеличить их число примерно до 40. Ничего подобного в
России до сих пор не было. Сам “Алор” исполняет функции агента по
размещению и погашению паев. Поэтому процедура покупки или выкупа
паев здесь будет точно такой же, как и в любом другом агентском
пункте той или иной УК. Клиент должен заполнить заявку на
приобретение или погашение паев и оплатить в банке выписанный счет.
После этого он получит выписку из реестра пайщиков. По словам
Хорунжего, в подавляющем большинстве случаев цены размещения и
выкупа паев в супермаркетах будут такими же, как и у других агентов
соответствующих УК. Но в отличие от обслуживания в обычном
агентском пункте клиенты с помощью специалистов супермаркета смогут
получить полную информацию о работе всех представленных в нем
ПИФов, а не только фондов одной управляющей компании. Это позволит
людям быстро выбирать фонд или несколько фондов, отвечающих их
инвестиционным предпочтениям и представлениям о допустимом риске,
считает Максим Капитан, эксперт по паевым фондам The PBN Company.
“Очень хорошо, когда не нужно бегать по нескольким компаниям, чтобы
собрать информацию о фондах и приобрести паи”, — добавляет он.
Гендиректор УК “Креативные инвестиционные технологии” Владимир
Кириллов единственным неудобством для пайщиков считает оплату паев
через банк, а не в самом супермаркете (паи фондов “КИТ” также будут
представлены в магазинах “Алора”). Впрочем, с этим же неудобством
сталкиваются клиенты всех агентов по размещению паев, не являющихся
банками. Дело в том, что ФСФР не разрешает агентам — некредитным
организациям принимать наличные деньги от пайщиков через кассу.
Капитан из The PBN Company называет паевые супермаркеты “полезной
затеей”, но он не уверен, что им удастся набрать обороты в
регионах. Ведь все технологии управляющих компаний по привлечению
региональных пайщиков в свои фонды до сих пор не приносили большой
отдачи. Не помогла даже организация биржевого обращения паев:
массовые сделки через биржи так и не пошли. Однако Кириллов
говорит, что “КИТ” воспользовалась предложением “Алора” о продаже
своих паев через супермаркеты как раз потому, что “спрос в регионах
опережает открытие в них филиалов управляющих компаний”. А вот паи
фондов под управлением УК “НИКойл” пока не будут представлены в
супермаркетах, поскольку, по словам начальника управления поддержки
продаж этой компании Александры Водовозовой, “НИКойл” развивает не
агентские сети, а вторичный рынок своих паев — их продажу через
“Автобанк-НИКойл” и банк “УралСиб”. По ее мнению, супермаркеты
делают паи более доступными, но настоящий прорыв на этом рынке
сделает тот, кто построит интернет-технологию продажи паев.