«Тагаз» добился серьезных послаблений по
кредитам Сбербанка
Александр Воробьев
«Таганрогский автомобильный завод» и его
крупнейший кредитор Юго-Западный банк Сбербанка России, подавшие в
ноябре прошлого года по семь исков друг к другу, заключили мировые
соглашения. «Тагаз» добился огромных уступок: банк снизил ставку по
кредитам примерно на 5%, а на четыре месяца ставка будет снижена
примерно вдвое. Это было бы невозможно без содействия властей
Ростовской области, считают эксперты.
Производство по искам Юго-Западного банка
Сбербанка России (ЮЗБ) к «Тагазу» прекращено в конце декабря в
связи с подписанием мировых соглашений, говорится на сайте
арбитражного суда Ростовской области. Процессы по искам завода к
банку тоже завершены — истец отказался от своих требований.
Напомним, что в первых числах ноября «Тагаз» подал семь исков к
ЮЗБ, своему крупнейшему кредитору (долг 6,3 млрд рублей), с
требованием в связи с изменившейся экономической ситуацией понизить
ставку по кредитам. При этом проценты за октябрь завод не заплатил.
Неделей позже в своих семи исках банк потребовал выплатить эти
проценты (102 млн рублей).
Согласно мировым соглашениям, «Тагаз» признает,
что в октябре за ним образовался долг по четырем кредитам в сумме
62,437 млн рублей и по трем кредитам в сумме €1,273 млн. Долги
сформированы из просроченной платы по процентам, просроченной платы
за пользованием лимитом кредитных линий и неустоек.
Пресс-секретарь «Тагаза» Мария Заволженская от
комментариев вчера отказалась, получить дополнительную информацию в
ЮЗБ не удалось. «Возможно, события развивались по одному из трех
вариантов: три кредита изначально выдавались в евро, в кредитных
договорах была так называемая валютная оговорка (суммы в рублях
такие-то, но не менее столько-то евро) или стороны просто решили
перевести кредиты в евро», — поясняет гендиректор «Центра
финансового консультирования» Леонид Шафиров.
Мировые соглашения оказались весьма выгодны
«Тагазу». Во-первых, банк согласился с первого декабря понизить
ставку по рублевым кредитам до 14%, по еврокредитам — до 9,75%,
говорится в мировых соглашениях. Так как прошлым летом ЮЗБ
реструктуризировал долг «Тагаза» на год, до 30 июня 2010 года, то
пониженной ставкой завод будет пользоваться семь месяцев.
Первоначальные ставки в соглашениях не
приводятся. Исходя из объема ноябрьских исков ЮЗБ (на сайте
арбитража в момент регистрации исков все суммы приводились в
рублях), ставка равна 19,5% годовых. Вице-губернатор Ростовской
области Сергей Назаров, выступая на заседании областного
Законодательного собрания, также говорил, что кредиты ЮЗБ обходятся
заводу в 19,5%. Источник в руководстве банка ранее рассказывал „Ъ“,
что ставки по кредитам разные, но все ниже 19,5%, а до этой планки
они поднимаются из-за применяемых к «Тагазу» по его вине штрафных
санкций.
Во-вторых, за четыре месяца (с декабря по март)
будут начислены даже не эти пониженные проценты, а 151,661 млн
рублей и €2,209 млн — это всего лишь в 2,45 и 1,75 раза больше, чем
проценты за октябрь (согласно мировым соглашениям, 61,75 млн рублей
и €1,26 млн). И наконец, выплачиваться проценты за эти четыре
месяца и октябрьский долг будут только в 2013 году — с июля по
декабрь равными долями.
«Это большой шаг навстречу со стороны Сбербанка,
ведь закон был на его стороне», — добавляет Леонид Шафиров.
«Ставка 19,5% сейчас выглядит
грабительской — она устанавливалась в период, когда перспективы
автопрома были совсем туманны, и отражает риски банка. Но такие
уступки со стороны банка — случай практически уникальный.
Наверняка, они были достигнуты благодаря содействию региональных
властей», — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков.
«Снижение ставки будет большим подспорьем для
„Тагаза“, который по итогам 2009 года получит операционный убыток»,
— говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.
По данным «Ассоциации европейского бизнеса»,
«Тагаз» в 2009 году продал всего 5187 легковых автомобилей. В 2008
году завод, по данным Росстата, произвел 100 130 легковых
автомобилей.