Андрей Субботин
Мировой кризис - время покупать технологии. Но
проблема не только в том, чтобы приобрести ценные знания, но и в
том, чтобы с толком ими воспользоваться.
Российское участие в капитале
высокотехнологичных западных компаний скоро станет явлением таким
же привычным, как и поездки россиян за рубеж. Запад развернулся в
сторону России, когда стрелка экономического барометра показала
"бурю".
Так бывало уже не раз. Во время Великой
депрессии 20-х, стагфляции 70-х, локальных и даже корпоративных
кризисов российские (советские) ресурсы помогали "расшить" узкие
места в экономике Запада. В обмен же Москве открывали доступ к
заветным ноу-хау. Инвестиции в наукоемкие предприятия за рубежом мы
рассматриваем как способ улучшения структуры экономики. Почему бы и
нет? Индустриальные чудеса XX века - японское или корейское -
рождались благодаря интенсивному обмену ноу-хау и движению
капиталов поверх границ. С чудесами, правда, всегда проблема - как
их повторить?
Осторожно, двери открываются!
В последнее время СМИ регулярно сообщают о
сделках или переговорах о приобретении российскими компаниями долей
в западных предприятиях.
Поэтому для начала попробуем разобраться, что
покупается и зачем. Даже беглого взгляда довольно, чтобы понять,
что Россия интересуется широким кругом отраслей: здесь и IT, и
автомобильная промышленность, и атомная энергетика, и
микроэлектроника, и судоверфи...
Так, уже около года ведутся переговоры о
вхождении АФК "Система" в капитал фирмы Qimonda - производителя
микрочипов, "дочки" германского концерна Infineon. Это партнерство
одобрили на недавней встрече Ангела Меркель и Дмитрий Медведев.
Микрочипы - это ключевой компонент для множества проектов: от
биометрических паспортов до вживляемых медицинских датчиков, всех
видов мобильных устройств, "умных" материалов и домов. Поэтому
приобретение немецкой компании, работающей в этой области,
представляет для России несомненный интерес.
В Infineon заявляют, что никакого решения пока
не принято, подобные сигналы подает и "Система", все это указывает
на то, что между сторонами идет горячий торг.
"АФК "Система" уже пыталась войти в
капитал крупных телекоммуникационных еврооператоров, и ее туда
просто не допускали", - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Сергей
Васин. При этом он напоминает, что производство телекомоборудования
на двух купленных "Системой" европейских площадках оказалось "слабо
конкурентоспособным и без кризиса", а единственная ценность
европейских производителей - в их инновациях.
Если с Qimonda пока не все ясно, то сделка между
германской Nukem Gmbh и "Атомстройэкспортом" уже свершилась без
лишнего шума и пыли. Российское предприятие приобрело "дочку"
немецкой компании - фирму Nukem Technologies, специализирующуюся на
выводе атомных станций из строя и владеющую технологиями утилизации
отходов. Немцы признают, что эта сделка позволит германскому
предприятию выжить. В свою очередь, Россия сможет повысить
безопасность российской атомной энергетики и зарубежных проектов -
одной из успешных статей технологического экспорта.
В этом же ряду стоит и наделавшая столько шума
сделка по продаже автоконцерна Opel альянсу с участием российского
Сбербанка. Все эксперты сходятся на том, что "содержательная часть"
сделки - это помощь ГАЗу, одному из основных предприятий
российского автопрома. Возродить ГАЗ предполагается при помощи
технологий Opel. Недаром вокруг них шел столь ожесточенный
торг.
Однако даже если эти и другие сделки будут
успешно завершены, нет никакой гарантии, что они помогут России
совершить технологические прорывы на важнейших направлениях. Увы,
бывали в нашем прошлом истории и покруче, с иностранной помощью
создавались целые отрасли промышленности, но преодолеть отставание
страны от Запада так и не удалось.
Параллельная реальность
И потенциал, и подводные камни оборота инноваций
стоит рассматривать через опыт, благо, он весьма богат. Техническое
сотрудничество СССР-Запад напоминает (вразрез с официальной
историей) не противостояние двух систем, а, скорее, симбиоз. Вот
только несколько штрихов. Россия была пионером тяжелого
самолетостроения - свои теоретики, свои асы, свои самолеты. Увы,
моторостроение хронически "не тянуло". Помогли кризис начала 20-х
годов и версальские запреты, расположившие авиапром Германии к
продаже инноваций. Так, под туполевские гиганты были приобретены
чертежи оборудования для производства мощнейших в Европе моторов
BMW VI. Сделанные на этой базе 900-сильные двигатели M34 вскоре
позволили самолетам Чкалова и Громова побить мировые рекорды
дальности полета. Правда, с годами "технологический импульс"
выдохся, и построить конкурентоспособное моторостроение нам так и
не удалось. Двигатели для наших аэробусов "не тянут" до сих
пор.
Мотор барахлил и в отечественной индустрии
грузового автотранспорта. В конце 60-х в рамках проекта "КАМАЗ"
было решено перейти на более экономичные дизели. КАМАЗ стал ударной
стройкой не только для комсомола, но и для крупных фирм из США,
переживавших стагнацию. Они поставили нам комплекс оборудования и
технологий, на которых вырос самый большой в мире завод дизелей. Но
вот построить хороший дизель опять же не удалось. "Мы пробовали
купить двигатель на Западе - нам не продали", - вспоминал министр
автопрома 70-х Виктор Поляков.
Конкурентоспособность "КАМАЗов" на мировом рынке
вызывала большие сомнения, но внутри страны эти грузовики стали
настоящим прорывом. Есть сходные истории в агротехнике,
судостроении, энергетике, стройкомплексе, ВПК. Объединяет их все
одно: как правило, разового "впрыска" инноваций оказывалось
недостаточно, чтобы обеспечить долгосрочное развитие предприятия
или отрасли. Для этого необходим выход на глобальный рынок.
Клаустрофобия
Как известно, контракты СССР с Ford в 1929 году
и с Fiat в 1966 году предусматривали поставку готовых заводов под
ключ. Эти великие контракты действительно создали автопром как
отрасль национальной экономики, но его экспортная судьба не
сложилась. Оригинальные прорывы, такие как "победа" - детище ГАЗа
(первый в мире массовый автомобиль с понтонным кузовом), - да, а
экономическое чудо, как автопром Японии и Кореи, - нет. А именно
операции на глобальном просторе позволяли финансировать такие
национальные чудеса, как шведские и японские автомобили,
итальянский дизайн, французский космос, финский телеком. Доходов от
родных рынков на это редко хватало.
Авиапром, моторостроение, стройкомплекс -
отрасли, как и автопром, некогда накачанные валютным ноу-хау словно
допингом, тоже не дали нам коммерчески успешного гражданского
экспорта. Это не вопрос таланта нации, русские образцы часто были и
есть лучше. Японцы, несмотря на все усилия, "сломались" на попытках
создать гражданское авиастроение.
Просто выигрывать по характеристикам выходит,
только постоянно совершенствуя товар в реальном времени. А это
получается, только если есть доступ к новейшим ноу-хау смежников -
от изготовления автоэмалей до производства авионики. В свою
очередь, их приобретение и совершенствование имеет смысл, если
удается занять место на мировом рынке, а никому это не дается
просто так.
Национальные интересы сегодня все лоббируют с
удвоенной энергией, так что вероятность быстро прорваться со своим
товаром на уже поделенный рынок невысока. Но место на нем можно
"обменять". К примеру, японская автоэкспансия на рынки США в 80-х
годах не была задушена пошлинами во многом благодаря тому, что
параллельно с экспортом японцы входили в альянсы с Детройтом и
переносили производство в Америку. На таких схемах и возникает
баланс интересов, дающий доступ к модернизации инноваций,
управлению их созданием и рынками сбыта.
Сегодня национальная промышленность - это
продукт мирового разделения труда, как ни парадоксально это звучит.
Ничего обидного в этом нет: инновации именитых фирм в "ДНК" русских
технологических хитов - комплимент тем, кто их освоил. Но
необходимо разделение труда, при котором у российских предприятий
сохранится доступ к модернизации и созданию ноу-хау, управлению
рынками сбыта. Без этого, как и без экспорта, отечественные заводы
будут со временем закисать в собственном соку. Есть поговорка:
когда чудо постучит в дверь, важно оказаться дома.