Концерн решил не покупать
"Трансмашхолдинг"
Рената Ъ-Ямбаева, Дмитрий Ъ-Беликов
Сорвалась одна из громких сделок в российском
машиностроении. Канадский концерн Bombardier прекратил переговоры
об объединении своих транспортных активов с "Трансмашхолдингом" --
российским монополистом по выпуску локомотивов. Канадцев не
устроила высокая стоимость холдинга. Теперь его владельцы начнут
диалог с другими претендентами на актив -- французским Alstom и
немецким Siemens. Но перспективы этих переговоров в условиях
мирового финансового кризиса остаются под вопросом.
Вчера в Берлине в рамках выставки InnoTrans
президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин
провел переговоры с исполнительным директором Bombardier Пьером
Бодуаном. Как рассказал "Ъ" господин Якунин, встреча была решающей
в рамках переговоров о слиянии "Трансмашхолдинга", в котором ОАО
РЖД принадлежит блокпакет, с Bombardier Transportation. Они
начались в конце прошлого года и должны были завершиться в мае, но
затем стороны установили крайний срок 1 октября. Вчера Пьер Бодуан
сообщил Владимиру Якунину, что совет директоров Bombardier принял
решение о приостановке переговоров. "Для Bombardier оказалась
сюрпризом высокая стоимость холдинга",-- пояснил глава ОАО РЖД.
По словам Владимира Якунина, решение Bombardier
открывает возможность начать диалог с альтернативными претендентами
на "Трансмашхолдинг", французским Alstom и немецким Siemens. Однако
вести их будут уже другие акционеры холдинга -- владельцы Уральской
горно-металлургической компании и "Трансгрупп АС". В Bombardier,
Siemens и Alstom ситуацию вчера не комментировали, в самом
"Трансмашхолдинге" сказали, что "поиск стратегического партнера
продолжается".
Как пояснил "Ъ" Владимир Якунин, основой для
смутившей Bombardier стоимости "Трансмашхолдинга" послужила
сделанная год назад оценка Ernst & Young. Тогда холдинг был
оценен в $2,9 млрд, однако с учетом того, что он не во всех активах
владеет контрольным пакетом,-- в $2,38 млрд. Анализ
"Трансмашхолдинга", проведенный Bombardier, по словам главы ОАО
РЖД, не сильно скорректировал эту оценку. Кроме того, канадцы
хотели включить в сделку Тверской вагоностроительный завод
(контрольным пакетом его акций "Трансмашхолдинг" и ОАО РЖД владеют
на паритетных началах), что дополнительно увеличило ее
стоимость.
За время переговоров c Bombardier изменилась и
структура сделки. Когда они начинались, Bombardier и
"Трансмашхолдинг" собирались обменяться активами: канадская сторона
должна была получить блокпакет Breakers в обмен на блокпакет
Bombardier Transportation. В течение одного-двух лет должна была
появиться компания, которой стороны владеют на паритетных началах.
Источник, знакомый с ходом переговоров, уточнил, что на финальном
этапе обсуждалась уже просто продажа канадцам доли в Breakers, а
объединение компаний откладывалось на несколько лет. Но и такой
вариант Bombardier не устроил. "Это частная компания, члены ее
совета директоров очень осторожны,-- поясняет собеседник "Ъ".--
Хотя политическая поддержка у сделки была в Канаде на самом высшем
уровне".
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" полагает,
что не последнюю роль в отказе Bombardier мог сыграть мировой
финансовый кризис, затруднивший привлечение средств. С ним
согласен Михаил Лямин из Банка Москвы. Он добавляет, что "у
Bombardier в целом ситуация обстоит не лучшим образом, концерн, к
примеру, теснят на рынке авиастроения, и в ситуации глобальной
переоценки рисков на Россию он просто не решился на сделку".
Насколько к ней будут готовы Siemens и Alstom, аналитики
предсказать не берутся. Господин Пак говорит лишь, что схема
сделки может и не измениться -- транспортные бизнесы Bombardier,
Siemens и Alstom сопоставимы по объему. Действительно, в 2007 году
выручка Bombardier Transportation составила около $8 млрд, Alstom
Transport -- $7,8 млрд, Siemens Transportation Systems -- $6,5
млрд. Оценку "Трансмашхолдинга" Ernst & Young аналитик считает
справедливой и сегодня.