Alstom покупает 25% плюс одна акция
российского холдинга
Екатерина Годлевская
Со второй попытки «Трансмашхолдингу» (ТМХ)
все-таки удалось заполучить стратегического партнера, готового
поделиться своими ноу-хау. Им стала французская компания Alstom,
которая приобретет 25% плюс одна акция ТМХ. Ради альянса с
французами основные акционеры «Трансмашхолдинга» — Искандер
Махмудов и Андрей Бокарев — даже готовы отказаться от контрольного
пакета акций холдинга.
«Трансмашхолдинг» — крупнейший в России
производитель железнодорожной техники. Единственный акционер ТМХ —
голландская The Breakers Investments B.V., 25% плюс одна акция
которой принадлежат «Российским железным дорогам» (РЖД), остальные
акции — в собственности структур, близких к Искандеру Махмудову и
Андрею Бокареву. Объем продаж в 2008 году составил 2,7 млрд
евро.
Поиски стратега для ТМХ велись с ноября 2007
года. Интерес к холдингу официально проявляли немецкий Siemens и
французский Alstom, но ближе всех к цели, как казалось, была
канадская Bombardier. Однако в конце сентября 2008 года канадцы
вышли из переговоров, посчитав долю в ТМХ слишком дорогой (тогда
Ernst & Young оценила холдинг в 2,9 млрд долл.). Впрочем, уже в
октябре, опередив немцев, обсуждение условий сделки с ТМХ начали
французы. Причем уже тогда говорилось о том, что Alstom готов
передать российской стороне некоторые технологические разработки и
права на них.
В результате вчера в Париже стороны договорились
о продаже Alstom блокпакета акций материнской компании ТМХ — The
Breakers Investments. Как стало известно РБК daily, Alstom получит
эту долю не в результате проведения допэмиссии акций Breakers
Investment, а выкупит бумаги у структур Махмудова и Бокарева.
Учитывая, что сейчас они контролируют 75% минус одна акция, после
сделки с французами они потеряют контроль над ТМХ. «В любом случае
они останутся крупнейшими акционерами. И пока они смотрят в одну
сторону с РЖД, никаких проблем не будет», — уточнил источник РБК
daily, близкий к переговорам.
Цена сделки еще не определена. По данным РБК
daily, проведенная французами оценка почти совпала с оценкой Ernst
& Young. Но в ТМХ пояснили, что сегодня старые механизмы оценки
неактуальны, а новых еще не разработано, поэтому стороны пока и не
называют конечную стоимость. Как сообщил вчера председатель совета
директоров ТМХ Андрей Бокарев, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС, в
целом цена будет не меньше той, которую заплатили за аналогичный
пакет в 2007 году РЖД. По данным отчетности российской монополии,
25% плюс одна акция ТМХ были приобретены за 9,3 млрд руб. (или
около 360 млн долл. по тогдашнему курсу. — РБК daily). Уже
известно, что первый транш составит не менее 75 млн долл. и будет
осуществлен в течение 2009 года. Оставшийся платеж будет определен
в соответствии с результатами деятельности ТМХ в 2008—2011 годах,
соответственно, полностью сделка будет закрыта не раньше 2012
года.
Alstom назначит своего представителя
замгендиректора ТМХ. Как пояснили в холдинге, он будет отвечать за
модернизацию инфраструктуры, организацию разработки новых
производств и взаимодействие между компаньонами. Учитывая размер
пакета акций, Alstom также получит до трех мест в совете директоров
холдинга. В обмен на это французы готовы передать россиянам
некоторые ноу-хау, в частности, уже определено, что на их основе
будет создана инжиниринговая компания, принадлежащая сторонам на
паритетной основе. Производство новой продукции будет
осуществляться на российских площадках, уровень его локализации
составит 75—80%. Первой разработкой СП должен стать электровоз на
площадке Новочеркасского электровозостроительного завода, пилотный
экземпляр которого увидит свет в середине следующего года.
Продолжит свою деятельность и СП по производству двухэтажных
вагонов.
Эксперты считают сделку взаимовыгодной.
Михаил Пак из ИФК «Метрополь» указывает, что сегодня Alstom
столкнулся со снижением спроса на своих традиционных рынках, а
изношенность российского железнодорожного парка составляет
65—70%. Михаил Лямин из Банка Москвы добавляет, что все
инвестиции французов в Россию окупятся в течение примерно пяти
лет.