В разгар кризиса концерн начал промышленную
сборку кроссоверов
София Зырянова
Вчера автомобильный завод General Motors в
Шушарах (под Санкт-Петербургом) начал промышленную сборку
автомобилей Chevrolet и Opel. Предприятие будет работать по
усеченному графику. Из-за кризиса продажи машин в России, как и во
всем мире, значительно сократились.
Завод в Шушарах открылся в ноябре прошлого года
и до вчерашнего дня работал в тестовом режиме. Теперь автомобили на
нем будут собирать на продажу. Сначала завод займется сборкой
кроссоверов Chevrolet Captiva и Opel Antara, а с середины года
модельный ряд пополнит Chevrolet Cruze.
Несмотря на то что по итогам 2007 и 2008 годов
Chevrolet стала самой популярной иномаркой в России, время запуска
нового завода не самое удачное. По оценкам агентства "Автостат", в
нынешнем году продажи авто в России снизятся на 30-40%: из-за
кризиса автолюбители больше не смогут брать кредиты, а покупку за
собственные средства отложат до окончания кризиса.
Хотя перспективы продаж весьма туманны,
эксперты считают, что консервация завода обошлась бы концерну еще
дороже: "Стоимость консервации вполне сопоставима с затратами на
производство, - говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. -
Какой-то период завод будет работать на склад и вряд ли сразу
выйдет на заявленную мощность в 40 тысяч машин в год, но в итоге он
позволит концерну нарастить долю на рынке". Пока что завод будет
работать только три дня в неделю, однако уже летом обещает перейти
на шестидневную рабочую неделю. По мнению Михаила Пака, в этом году
предприятию целесообразно произвести не более 15-20 тысяч авто, а
спад спроса использовать для обкатки и тестирования
оборудования.
Для американского холдинга General Motors запуск
третьего завода в России необходим, ведь на родной территории
продажи в январе упали на 49%. Это худший январский показатель с
1963 года. Столь же печальные результаты, кстати, зафиксированы у
Chrysler (-55%) и Ford (-40%).
Производство авто в России позволит концернам GM
и Ford максимально долго удерживать рублевые цены в отличие от
иномарок, собираемых за рубежом.
Последние уже заявили о повышении цен на 15-20%
из-за серьезного ослабления рубля и повышения ввозных пошлин.
По мнению Пака, ценовое преимущество позволит иномаркам
отечественной сборки нарастить долю на рынке во время кризиса.
Когда экономическая встряска закончится, Россия по-прежнему будет
манить автогигантов. Уровень автомобилизации населения в стране
очень низкий - в среднем на семь человек одна машина. В развитых
странах автомобиль имеет каждый второй. Значит, как только у
населения появятся деньги, люди снова пересядут с общественного
транспорта на личные авто. А пока продажи автомобилей в
России в январе рухнули на 33% (в среднем по Европе - на 27%) после
снижения всего на 10% в декабре. Всего было продано 116,9 тысячи
машин. Самым продаваемым российским брендом стала Lada, иностранным
- Chevrolet. За ними следуют Ford и Toyota.