Иван Марчук, Татьяна Алешкина
На прошедшем в Красноярске инвестиционном форуме
сразу семь компаний заявили о своем желании получить деньги из
инвестиционного фонда.В частности, был представлены проекты
строительства железной дороги через Хиагдинское урановое
месторождение и создания авиакомплекса в Красноярске. Первая заявка
наверняка будет одобрен инвестиционной комиссией, говорят эксперты.
Наиболее перспективной из представленных на Красноярском форуме
проектов, по мнению экспертов, можно считать заявку ООО «Металлы
Восточной Сибири» и ОАО ТВЭЛ. Компании предложили построить
железную дорогу от Нового Уояна на БАМе до Мозгона на Транссибе
через Хиагдинское урановое месторождение. Предполагается, что после
реализации проекта добыча урана на месторождении будет увеличена до
2 тыс. тонн в год с нынешних 150 тонн. Авторы заявки рассчитывают
на получение 5 млрд руб. из инвестфонда. Общая стоимость
строительства составляет 35 млрд руб. Сами компании готовы выделить
15 млрд руб., а недостающие 15 млрд руб. должны вложить другие
инвесторы. По мнению экспертов, шансы на получение денег у этой
заявки крайне высоки. «Она отвечает концепции
инвестфонда»,— отмечает эксперт Института региональной политики
Анна Осетрова. «Увеличение добычи урана является приоритетным для
страны направлением. Без этого ресурса невозможна реализация
проектов по созданию мощностей мобильной ядерной энергетики»,—
добавляет заместитель генерального директора ООО «Финэкспертиза»
Агван Микаелян. Инициатором другого проекта выступает авиакомпания
«Красэйр», которая предложила создать в Красноярске международный
авиакомплекс с пропускной способностью 10 млн пассажиров в год.
Общая стоимость строительства — $600 млн. При этом «Красэйр» еще не
определил, сколько денег он хочет получить из инвестфонда. «Это
новая сфера деятельности для инвестфонда. Возможно, что
рассмотрение заявки затянется»,— считает Анна Осетрова. «Проект
рассчитан на обеспечение полетов из Азии в Северную Америку через
полярные области. Узел строится в основном для дозаправки
самолетов. Однако современные лайнеры смогут преодолеть это
расстояние и без дополнительной посадки»,— говорит старший аналитик
ИК «Русские финансовые традиции» Вадим Зуев. Кроме этих проектов,
деньги из инвестфонда хотят получить еще ряд компаний — в
частности, ОАО «ГидроОГК» и ОАО «Полюс Золото», предложившие
разработать проектно-сметную документацию для комплекса
промышленных объектов в Республике Саха (Якутия). Они просят
выделить 3 млрд руб. и обещают вложить в этот проект 10 млрд руб.
собственных средств. Также подать заявки в этом году собираются
компании ОАО СУЭК, ГМК «Норильский никель» и ОАО
«Восточно-Сибирская газовая компания». Последняя предложила
построить газопровод Ковыкта— Саянск—Иркутск. Помимо этого, на
форуме прошло заседание инвестиционной комиссии МЭРТ, которая
одобрила проект модернизации порта в Усть-Луге. Второй
представленный Росстроем на заседании проект строительства Южной
трансрегиональной водной системы с участием инженерной
консалтинговой фирмы Tahal из Израиля был отклонен.