По выкупу акций “АвтоВАЗа” и
“ВСМПО-Ависмы”
Ирина Малкова, Елена Мазнева, Юлия Федоринова,
Глеб Столяров
У “АвтоВАЗа” и титановой компании “ВСМПО-Ависма”
скоро появится общий совладелец. Госпредприятие “Рособоронэкспорт”
до конца лета может стать собственником 70% акций
“ВСМПО-Ависмы”, а затем 60% акций “АвтоВАЗа”, рассказал
гендиректор ФГУПа Сергей Чемезов. “ВСМПО-Ависма” — крупнейший
в мире производитель титана. В 2004 г. аудированная чистая
прибыль по US GAAP составила $50,28 млн, выручка —
$522,7 млн. Основные акционеры — председатель совета
директоров компании Вячеслав Брешт и гендиректор Владислав Тетюхин.
У каждого по 30% акций. В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел
721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. составила
132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб.
64% “АвтоВАЗа” принадлежат его “дочкам”: AVVA (36%), ЗАО “ЦО
“АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%); “АвтоВАЗу” принадлежат 86% акций
AVVA; AVVA вместе с “АвтоВАЗом” владеют 60% акций ЦО “АФК”.
“Рособоронэкспорт” — посредник государства по экспорту-импорту
продукции военного назначения. В 2004 г. реализовал вооружения
и военной техники на $5,12 млрд. “ВСМПО-Ависма” —
крупнейший производитель титана и полуфабрикатов из него,
используемых в производстве самолетов и подводных лодок. Львиная
доля продукции идет на экспорт, а крупнейшими клиентами компании
являются мировые корпорации Boeing, Airbus, Snecma, General
Electric, Rolls-Royce, Pratt & Whitney. “ВСМПО-Ависма” попала в
поле зрения “Рособоронэкспорта” в конце прошлого года, сразу после
воцарения менеджеров ФГУПа на “АвтоВАЗе”. В конце декабря бывший
руководитель автоконцерна Владимир Каданников передал им
управление, и это равнялось акционерному контролю, поскольку
60% акций компании контролируют ее же “дочки”. С покупкой
акций “АвтоВАЗа” можно было не спешить, и Сергей Чемезов начал
переговоры с собственниками “ВСМПО-Ависмы” Вячеславом Брештом и
Владиславом Тетюхиным о выкупе акций их компании. И вот вчера,
посетив авиасалон в Фарнборо, Чемезов разоткровенничался и
рассказал детали обеих сделок. Как он признался “Ведомостям”, для
него сейчас основные переговорщики — Тетюхин и “Ренессанс
Капитал”. У первого ФГУП выкупит лишь 27% акций из его
30%-ного пакета. А еще более 40% титановой компании
“Рособоронэкспорту” должен продать “Ренессанс Капитал”. Эта
инвесткомпания две недели назад выкупила 30% акций
“ВСМПО-Ависмы” у Брешта, а еще 10-11% получила прошлым летом —
после сделки Тетюхина и Брешта с “Реновой”. Владельцы компании
выкупили у “Реновы” 13,4% акций “ВСМПО-Ависмы” и официально
заявляли, что “весь этот пакет разошелся по разным инвесторам”.
Чемезов же вчера рассказал “Ведомостям”, что инвесторам в итоге
были проданы всего 2-3% акций “ВСМПО-Ависмы”, а остальное досталось
“Ренессанс Капиталу”. Брешт, Тетюхин и сотрудники инвесткомпании
вчера отказались комментировать эту информацию. Но источник,
знакомый с ходом переговоров, подтвердил, что “Ренессанс”
действительно договорился о продаже почти 40% акций
“ВСМПО-Ависмы”, хотя примерно половина бумаг — клиентские.
Кроме указанной сделки “Рособоронэкспорт” в этом году войдет и в
число собственников “АвтоВАЗа”, говорит Чемезов. По его словам,
сейчас создается головная компания “АвтоВАЗа”, которая и выкупит
60% акций компании у AVVA и ЦО “АФК”. Впрочем, эта головная
компания также будет являться “дочкой” “АвтоВАЗа”, а затем контроль
над ней перейдет к “Рособоронэкспорту” или его структурам.
“Сейчас “Рособоронэкспорт” является полновластным хозяином
“АвтоВАЗа”, и после покупки акций управляющей компанией останется
только закрепить это положение, переоформив акции на структуры
“Рособоронэкспорта”, — согласен аналитик компании “Метрополь”
Александр Жуков. Обе сделки не дешевые. Вчера
60% акций “АвтоВАЗа” по котировкам на ММВБ стоили
$1 млрд, а капитализация “ВСМПО-Ависмы” доходила до
$2 млрд, т. е. 67% могут оцениваться в $1,34 млрд.
Но аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко считает справедливой ценой
пакета минимум $1,5 млрд. “Я слышал, что сделка закрывается с
15%-ным дисконтом”, — рассказал “Ведомостям” один из
инвестбанкиров. Но Чемезов уверяет, что акции титановой корпорации
выкупаются по рыночной цене, а финансировать сделку будет целый пул
банков, в том числе государственных. “Рособоронэкспорт” —
давний клиент Внешторгбанка (ВТБ) и для него открыт лимит
кредитования, заявил “Ведомостям” вице-президент банка Василий
Титов. Этот лимит равен $1,5 млрд, уточнил близкий к ВТБ
источник. Но финансирует ли ВТБ эти сделки госпредприятия, оба
собеседника не говорят.