Алексей Никольский, Кира Латухина, Юлия
Федоринова
“Рособоронэкспорт” обзавелся собственной
лоббистской структурой: Союз машиностроителей России (СМР)
возглавили гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов и его
заместитель, делегированный в председатели совета директоров
“АвтоВАЗа”, Владимир Артяков. Эксперты не исключают, что Чемезову
понадобилась публичная политическая площадка. В пятницу в
конференц-зале “Рособоронэкспорта” прошло общее собрание СМР, в
состав было принято 50 новых членов (ранее там состояло лишь
16 предприятий), включая “АвтоВАЗ”, “Камаз”, корпорацию
“Аэрокосмическое оборудование”. Экс-премьер России Иван Силаев
добровольно покинул пост президента союза. На его место избрали
Артякова, а Чемезов занял новую должность руководителя бюро СМР. В
беседе с корреспондентом “Ведомостей” Артяков признался, что
собирается превратить эту организацию в “общенациональный
отраслевой союз, активно лоббирующий интересы машиностроительного
комплекса на региональном, федеральном и международном уровне”. В
прошлом году Артяков стал также членом совета Объединения
автопроизводителей России (ОАР) — ведущей лоббистской
организации в автопроме. “Рособоронэкспорт” не первая госкомпания,
которая обзавелась собственной лоббистской структурой. Политолог
Алексей Макаркин указывает на “Газпром”, который использует в
аналогичных целях Союз нефтегазопромышленников. По мнению эксперта,
для отстаивания своих интересов в правительстве и парламенте
необходимо не только иметь выход на Кремль, который есть у
Чемезова, но и владеть инструментом для бюрократических процедур. А
эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко
добавляет, что теперь “Рособоронэкспорт” получил рупор, с помощью
которого будет выступать в дискуссиях с председателем
военно-промышленной комиссии Сергеем Ивановым. Почетный президент
РСПП Аркадий Вольский не видит в СМР, даже усиленном новым
руководством, какого-либо конкурента своему союзу. По его мнению,
это скорее “желание вырваться и показать что-то из себя”.
Аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков проводит
параллели между Чемезовым и Владимиром Каданниковым, который
лоббировал интересы “АвтоВАЗа” и при этом был публичной
фигурой. Но для этого надо еще выступать с политическими
заявлениями на ТВ, отмечает Макаркин.