Они появились еще до начала кризиса
Дмитрий Ъ-Беликов
Убытки французского автоконцерна Renault от
владения блокпакетом АвтоВАЗа растут. По итогам первого полугодия
они составили €182 млн против €117 млн за весь прошлый год. Более
того, из отчетности Renault следует, что АвтоВАЗ стал убыточным еще
до того, как продажи на российском авторынке начали снижаться из-за
кризиса.
Вчера Renault опубликовал финансовую отчетность
за первое полугодие 2009 года. В ней сказано, что концерн вновь
получил убыток от владения 25% акций АвтоВАЗа -- на этот раз на
уровне €182 млн. Это гораздо больше убытка, полученного Renault от
владения акциями АвтоВАЗа за весь 2008 год (тогда он был на уровне
€117 млн). Причем если прежний убыток был во многом бумажным (он
складывался из отрицательного goodwill на €84 млн и чистого убытка
в €33 млн), то нынешний -- полностью чистый. В российском офисе
Renault вчера заявили, что по-прежнему "верят в потенциал АвтоВАЗа
и российского авторынка".
В своем отчете Renault указал, что анализирует
данные АвтоВАЗа с трехмесячным опозданием: дело в том, что завод
готовит консолидированную отчетность на квартал позже, чем Renault.
Таким образом, убыток в €182 млн сформировался в период с октября
2008 года по март 2009 года. Убыток в €117 млн -- c марта 2008 года
(то есть с момента покупки блокпакета АвтоВАЗа концерном) по конец
сентября.
Это означает, что АвтоВАЗ стал убыточным уже до
конца сентября, то есть до того момента, как российский авторынок
начал падать из-за кризиса. Сентябрь был первым по-настоящему
провальным месяцем для рынка, но исходя из данных Renault, к его
концу АвтоВАЗ уже успел накопить консолидированный убыток на уровне
€132 млн (с учетом доли концерна в капитале завода). Как это
получилось, выяснить на АвтоВАЗе вчера не удалось -- телефоны его
официальных представителей не отвечали.
Аналитики еще летом 2008 года отметили падение
продаж АвтоВАЗа, в то время как авторынок в целом рос. Сам завод
перестал публиковать данные о своих продажах по месяцу с июня 2008
года, но аналитики высчитывали их сами, и получалось, что в июне
завод снизил продажи на 7,7% (авторынок тогда вырос на 44%), в июле
-- на 9,5% (40%), а в августе -- уже на 29,9% (23%). Неофициально
на заводе подтверждали эти цифры и поясняли, что "ощущают на себе
приближающийся кризис первыми".
Аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников не
удивлен, что АвтоВАЗ начал получать убытки еще до начала общего
спада продаж на авторынке. Завод "всегда работал с минимальной
рентабельностью", отмечает аналитик, и "любое снижение продаж для
него было критичным". В этой связи тем более неудивительно, что по
итогам всего 2008 года убыток АвтоВАЗа по МСФО был на уровне $1
млрд -- четвертый квартал для завода был полностью провальным.
Основываясь на данных Renault, аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак подсчитал, что в четвертом квартале завод получил убыток
на уровне €550 млн.
Исходя из тех же данных Renault, продолжает
господин Пак, убыток АвтоВАЗа в первом квартале 2009 года был ниже
-- €211 млн. Но это объясняется главным образом тем, что завод не
работал весь январь (его конвейер был на месяц остановлен). С
августа АвтоВАЗ также останавливает конвейер на месяц, что позволит
ему сэкономить, к примеру, на энергозатратах, добавляет Кирилл
Таченников, а когда завод возобновит работу в сентябре, он сократит
фонд заработной платы из-за введения режима неполной рабочей
недели. Несмотря на это оба аналитика уверены, что и по итогам 2009
года АвтоВАЗ получит "серьезные убытки", но какими они будут,
предсказать пока не берутся.