Новости
30  Сентября  2008
ИА "РОСФИНКОМ": Аналитики: меры по господдержке финансового сектора могут привести к пересмотру суверенных кредитных рейтингов России

Дополнительные меры по поддержке финансового и корпоративного сектора, объявленные вчера, 29 сентября, премьер-министром РФ Владимиром Путиным, восприняты рынком позитивно, однако правительство на этом не остановится, считают аналитики. Вместе с тем столь масштабная помощь со стороны государства может не понравиться рейтинговым агентствам. В ходе беседы с корреспондентом ИА "РосФинКом" 30 сентября заместитель руководителя аналитического департамента ООО "Совлинк" Ольга Беленькая и аналитик УК "Метрополь" Марк Рубинштейн отметили в качестве позитивного факта начало распространения государственной помощи и на нефинансовой сектор.

Беленькая назвала выделение $50 млрд. для погашения иностранных долгов беспрецедентными мерами для российской финансовой системы. Причем, они касаются не только банков, но и нефинансовых компаний, заметила она.

"Возможности для российских компаний рефинансировать свои долги за рубежом существенно сокращаются, и есть опасения, что ряд организаций нефинансового сектора столкнется с тем, что не сможет выполнить условия по внешним кредитам. В этом случае появляются риски, что залоговые активы российских заемщиков достанутся иностранным кредиторам", - пояснила замглавы департамента "Совлинк".

Обещанные Путиным $50 млрд. для рефинансирования зарубежных займов на нынешний момент составляют 8-9% золотовалютных резервов, "в общем-то вполне разумная сумма". Если посмотреть на данные Центробанка по состоянию на апрель этого года, то в IV квартале российские банки и компании должны выплатить осенью этого года $40 млрд. по кредитам, взятым на внешнем рынке. "Это означает, что лимит будет выбран весьма быстро, если российские заемщики решат воспользоваться этой возможностью", - считает Беленькая. Однако, по ее мнению, столь масштабная господдержка может привести к проблеме с суверенным рейтингом. Она напомнила, агентство Standart&Poor's уже понизило прогноз рейтинга с "позитивного" до "стабильного" с учетом того, что правительству РФ придется брать на себя расширенные обязательства по поддержке корпоративного сектора и финансового рынка. "И причем это было еще до объявления этих мер. Поэтому реакция международных рейтинговых агентств может быть негативной", - подчеркнула Беленькая.

Между тем ее коллега из "Метрополя" Рубинштейн уверен, что выделение средств для рефинансирования внешних займов никоим образом не скажется на пересмотре суверенного рейтинга России международными рейтинговыми агентствами. Эти средства не будут выделяться из золотовалютного резерва. Первый источник - это профицит бюджета, который в этом году превысит 1 трлн. руб. Деньги из него направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые потом поступят в ВЭБ.

Оба аналитика оценили это правительственное решение как "очень сильный сигнал рынку: если у кого-то возникнут проблемы с рефинансированием, то они увидят на этом участке поддержку государства". Причем до этого речь шла о помощи только финансовому сектору, а с начала сентября - о фондовых рынках, а вот теперь и о поддержке рефинансирования внешних заимствований российских компаний. "Это новая тема, хорошо, что правительство об этом вспомнило, но, на мой взгляд, количество обращений в ВЭБ за этими средствами не будет очень большим", - подчеркнул Рубинштейн.

Он полагает, что мало кто из российских заемщиков обратиться за помощью государства. "Безусловно, я воспринимаю решение о выделении нескольких десятков миллиардов для погашения задолженности по внешним кредитам позитивно, - сказал он. - Этот шаг больше психологический, чем экономический, потому что мало кто обратится за этой поддержкой".

По его словам, логика очень простая: основные заемщики средств на внешних рынках - это крупные банки и компании первого эшелона. У них нет проблем с ликвидностью и возвратом своих долгов, в том числе и иностранным кредиторам. А банки и компании более слабые с точки зрения финансового состояния уже давно не кредитуются за рубежом.

Беленькая полагает, что главная проблема состоит только в том, на каких условиях и каков механизм предоставления этих средств будет предложен банкам и компаниям. Если у наших заемщиков появится возможность сравнивать условия привлечения средств у ВЭБ и на внешних рынках, то они станут решать этот вопрос исходя из того, какое предложение будет более выгодным, сказала аналитик.

Говоря о праве ЦБ рефинансировать банки без залога, она отметила, что "теоретически это очень сильно может расширить список банков, которые смогут обратиться в Банк России за помощью". Но пока тоже не обнародованы механизмы и условия предоставления таких кредитов. "Беззалоговое кредитование - это самый большой риск. И ЦБ берет его на себя его, однако, какие ограничения по суммам этих кредитов он введет и какие требования выдвинет перед банками для получения средств, пока не понятно. Поэтому чисто на теоретическом уровне это должно помочь основной массе банков, но вопрос в деталях", - сказала Беленькая.

Аналитик обратила внимание на то, что ситуация развивается, и говорить о том, достаточны ли принятые правительством РФ меры, конечно, нельзя. Скорее всего, меры по поддержке финансового рынка страны будут требоваться все больше и больше. "США и Европа сейчас также предпринимают беспрецедентные меры по спасению финансового сектора и недопущению разрастания кризиса и распространения его на реальную экономику. Поэтому можно ожидать, что и российское правительство на этом не остановиться", - заявила Беленкая.

Напомним, на совещании в правительстве, посвященном обсуждению концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г., премьер-министр РФ Владимир Путин объявил о дополнительных мерах правительства совместно с ЦБ РФ, которые направлены на преодоление финансового кризиса. Предлагается разрешить Центробанку выдавать кредиты коммерческим организациям без залога для поддержания ликвидностью банковского сектора. "В случае реализации предложенного плана круг банковских организаций (в настоящее 28 банков - прим. ИА "РосФинКом"), которые воспользуются этими услугами, будет значительно шире", - заявил Путин.

Среди антикризисных мер - предоставление до $50 млрд. на рефинансирование долгов компаний через Внешэкономбанк (ВЭБ). Путин предложил предоставить российским банкам и компаниям возможность обратиться в ВЭБ для получения средств на погашение иностранных кредитов, привлеченных до 25 сентября 2008 г. По словам Путина, "условия кредита, конечно, должны быть рыночными".

Еще одно решение - уставный капитал ВЭБа уже в этом году будет увеличен на 75 млрд. руб. за счет средств в размере 250 млрд. руб., выделяемых правительством в этом и 2009 годах на поддержание фондового рынка. Последнее решение касается полномочий ЦБ. Банк России получит право заключать соглашения "с некоторыми кредитными организациями" о возмещении части убытков при межбанковском кредитовании.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.