Новости
14  Августа  2009
КОММЕРСАНТЪ Daily: "ИжАвто" доехал до банкротства

Автозавод подал заявление о признании себя несостоятельным

Дмитрий Ъ-Беликов; Ольга Ъ-Кропачева, Ижевск

"ИжАвто", до недавнего времени принадлежавший группе СОК Юрия Качмазова, стал первым российским автозаводом, вступившим в процедуру банкротства. Вчера предприятие, с апреля находящееся под контролем менеджмента, подало в арбитраж заявление о собственной несостоятельности. Президент Удмуртии Александр Волков назвал процесс банкротства "запланированным мероприятием". По данным источников "Ъ", согласовано банкротство и с крупнейшим кредитором "ИжАвто" -- Сбербанком. Эксперты считают, что до распродажи активов "ИжАвто" не дойдет.

Вчера Арбитражный суд Удмуртии сообщил, что принял и зарегистрировал заявление ОАО "ИжАвто" о признании банкротом. Заявление было подано 6 августа, дело пока не принято к рассмотрению, говорится в сообщении суда. Когда это произойдет, не уточняется. На "ИжАвто" от комментариев отказались.

"ИжАавто" -- первый российский автозавод, подавший заявление о банкротстве из-за кризиса. Как уже сообщал "Ъ" 1 апреля, летом завод первым в России полностью остановил производство и распустил персонал (около 5 тыс. человек) из-за падения спроса на собираемые автомобили (корейские Kia и российские Lada). В апреле президент Удмуртии Александр Волков обсуждал ситуацию на "ИжАвто" с премьером Владимиром Путиным, но и после этой встречи завод не возобновил работу. Ситуация осложнилась тем, что контролировавшая на тот момент "ИжАвто" самарская группа СОК продала его акции самому заводу, "закольцевав" структуру его собственности. В результате к тому моменту, когда "ИжАвто" остановился, он был уже полностью подконтролен менеджменту во главе с гендиректором Михаилом Добындо.

Несмотря на то что господин Добындо -- выходец из группы СОК, в ней отказываются комментировать ситуацию на заводе, ссылаясь на то, что структурам группы он больше не принадлежит. Один из предпринимателей из Самарской области, работавший с "ИжАвто", говорит, что на заводе понимали неизбежность его банкротства и решили сами подать соответствующее заявление в местный арбитраж, чтобы "сделать процесс более или менее управляемым".

Собеседники "Ъ" поясняют, что "отдельные банки-кредиторы "ИжАвто"" (их названия не раскрываются) отказываются реструктурировать его долги (они составляют 11,3 млрд руб.), и "проще самим подать заявление о банкротстве, нежели дожидаться, пока это сделают кредиторы".

Самостоятельная подача заявления о банкротстве даст "ИжАвто" определенные преимущества в процедуре, хотя "скорее не юридические, а чисто тактические", констатирует партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Кредиторы обычно обращаются в суд с заявлением о банкротстве, когда имеют хотя бы примерное согласованное между собой представление о том, что делать с активами должника. Видимо, пока согласия между его кредиторами нет, допускает господин Зеленин. Контрольный пакет акций "ИжАвто" заложен в Сбербанке, которому компания на 1 апреля была должна 7,74 млрд руб. Кроме того, на днях Арбитражный суд Удмуртской республики вынес решение по иску Сбербанка о наложении ареста на имущество предприятия в пределах 594 млн руб. Добиться возвращения кредитов через суд пытаются и другие банки: только в арбитраже Удмуртии зарегистрированы иски от банка "Петрокоммерц", Оргрэсбанка и МДМ-банка о взыскании кредитной задолженности и задолженности по облигациям на общую сумму свыше 500 млн руб.

Источники "Ъ" добавляют, что старт процедуры банкротства "ИжАвто" был согласован с крупнейшим кредитором завода -- Сбербанком. Скорее всего, теперь на заводе будет назначен временный управляющий, близкий к банку или "ИжАвто", который будет заинтересован в сохранении его мощностей и не допустит их распродажи с торгов. Кроме того, по словам бывших партнеров "ИжАвто", завод уже якобы договорился с корейской Kia о возобновлении сборки ее автомобилей. Однако если раньше правом продажи собранных машин обладали структуры группы СОК, то теперь сбыт будет отдан российскому офису Kia, а "ИжАвто" будет вести только контрактную сборку машин c фиксированной платой за каждый собранный автомобиль. Это "позволит хоть как-то загрузить мощности "ИжАвто", возобновить работу, нанять персонал, снять напряжение в регионе и среди кредиторов", говорят источники "Ъ".

Александр Волков вчера подтвердил, что банкротство завода -- "запланированное мероприятие", пообещав провести переговоры с властями Самарской области и руководством АвтоВАЗа о переносе на "ИжАвто" выпуска автомобилей семейства "Лада-классика" (сейчас их выпускает АвтоВАЗ). В Kia, Сбербанке и на АвтоВАЗе это вчера не комментировали.

Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак уверен, что банкротство "ИжАвто" не приведет к распродаже активов завода -- это малоинтересно кредиторам и тем более региональным властям. Скорее всего, сам запуск процедуры банкротства приведет к тому, что банки охотнее согласятся на реструктуризацию долга завода, считает аналитик. И все же первое банкротство станет серьезным стрессом и для предприятий, и для отрасли в целом, хотя бы потому что опыта масштабных банкротств в машиностроении еще не было, добавляет аналитик "КИТ Финанса" Кирилл Чуйко.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.