Автозавод подал заявление о признании себя
несостоятельным
Дмитрий Ъ-Беликов; Ольга Ъ-Кропачева,
Ижевск
"ИжАвто", до недавнего времени принадлежавший
группе СОК Юрия Качмазова, стал первым российским автозаводом,
вступившим в процедуру банкротства. Вчера предприятие, с апреля
находящееся под контролем менеджмента, подало в арбитраж заявление
о собственной несостоятельности. Президент Удмуртии Александр
Волков назвал процесс банкротства "запланированным мероприятием".
По данным источников "Ъ", согласовано банкротство и с крупнейшим
кредитором "ИжАвто" -- Сбербанком. Эксперты считают, что до
распродажи активов "ИжАвто" не дойдет.
Вчера Арбитражный суд Удмуртии сообщил, что
принял и зарегистрировал заявление ОАО "ИжАвто" о признании
банкротом. Заявление было подано 6 августа, дело пока не принято к
рассмотрению, говорится в сообщении суда. Когда это произойдет, не
уточняется. На "ИжАвто" от комментариев отказались.
"ИжАавто" -- первый российский автозавод,
подавший заявление о банкротстве из-за кризиса. Как уже сообщал "Ъ"
1 апреля, летом завод первым в России полностью остановил
производство и распустил персонал (около 5 тыс. человек) из-за
падения спроса на собираемые автомобили (корейские Kia и российские
Lada). В апреле президент Удмуртии Александр Волков обсуждал
ситуацию на "ИжАвто" с премьером Владимиром Путиным, но и после
этой встречи завод не возобновил работу. Ситуация осложнилась тем,
что контролировавшая на тот момент "ИжАвто" самарская группа СОК
продала его акции самому заводу, "закольцевав" структуру его
собственности. В результате к тому моменту, когда "ИжАвто"
остановился, он был уже полностью подконтролен менеджменту во главе
с гендиректором Михаилом Добындо.
Несмотря на то что господин Добындо -- выходец
из группы СОК, в ней отказываются комментировать ситуацию на
заводе, ссылаясь на то, что структурам группы он больше не
принадлежит. Один из предпринимателей из Самарской области,
работавший с "ИжАвто", говорит, что на заводе понимали неизбежность
его банкротства и решили сами подать соответствующее заявление в
местный арбитраж, чтобы "сделать процесс более или менее
управляемым".
Собеседники "Ъ" поясняют, что "отдельные
банки-кредиторы "ИжАвто"" (их названия не раскрываются)
отказываются реструктурировать его долги (они составляют 11,3 млрд
руб.), и "проще самим подать заявление о банкротстве, нежели
дожидаться, пока это сделают кредиторы".
Самостоятельная подача заявления о банкротстве
даст "ИжАвто" определенные преимущества в процедуре, хотя "скорее
не юридические, а чисто тактические", констатирует партнер
юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Кредиторы обычно
обращаются в суд с заявлением о банкротстве, когда имеют хотя бы
примерное согласованное между собой представление о том, что делать
с активами должника. Видимо, пока согласия между его кредиторами
нет, допускает господин Зеленин. Контрольный пакет акций "ИжАвто"
заложен в Сбербанке, которому компания на 1 апреля была должна 7,74
млрд руб. Кроме того, на днях Арбитражный суд Удмуртской республики
вынес решение по иску Сбербанка о наложении ареста на имущество
предприятия в пределах 594 млн руб. Добиться возвращения кредитов
через суд пытаются и другие банки: только в арбитраже Удмуртии
зарегистрированы иски от банка "Петрокоммерц", Оргрэсбанка и
МДМ-банка о взыскании кредитной задолженности и задолженности по
облигациям на общую сумму свыше 500 млн руб.
Источники "Ъ" добавляют, что старт процедуры
банкротства "ИжАвто" был согласован с крупнейшим кредитором завода
-- Сбербанком. Скорее всего, теперь на заводе будет назначен
временный управляющий, близкий к банку или "ИжАвто", который будет
заинтересован в сохранении его мощностей и не допустит их
распродажи с торгов. Кроме того, по словам бывших партнеров
"ИжАвто", завод уже якобы договорился с корейской Kia о
возобновлении сборки ее автомобилей. Однако если раньше правом
продажи собранных машин обладали структуры группы СОК, то теперь
сбыт будет отдан российскому офису Kia, а "ИжАвто" будет вести
только контрактную сборку машин c фиксированной платой за каждый
собранный автомобиль. Это "позволит хоть как-то загрузить мощности
"ИжАвто", возобновить работу, нанять персонал, снять напряжение в
регионе и среди кредиторов", говорят источники "Ъ".
Александр Волков вчера подтвердил, что
банкротство завода -- "запланированное мероприятие", пообещав
провести переговоры с властями Самарской области и руководством
АвтоВАЗа о переносе на "ИжАвто" выпуска автомобилей семейства
"Лада-классика" (сейчас их выпускает АвтоВАЗ). В Kia, Сбербанке и
на АвтоВАЗе это вчера не комментировали.
Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак
уверен, что банкротство "ИжАвто" не приведет к распродаже активов
завода -- это малоинтересно кредиторам и тем более региональным
властям. Скорее всего, сам запуск процедуры банкротства приведет к
тому, что банки охотнее согласятся на реструктуризацию долга
завода, считает аналитик. И все же первое банкротство
станет серьезным стрессом и для предприятий, и для отрасли в целом,
хотя бы потому что опыта масштабных банкротств в машиностроении еще
не было, добавляет аналитик "КИТ Финанса" Кирилл Чуйко.