«Русснефти» тесно в России
АННА ФИРСОВА
Весьма успешный для «Русснефти» год ее президент
Михаил Гуцериев завершил оглашением не менее амбициозных планов: в
перспективе увеличить объемы добычи более чем в пять раз, до 100
млн тонн. Но приобретение новых активов для компании усложнится:
планируется покупать месторождения за рубежом, где ценовая
конкуренция окажется более жесткой, чем на российском рынке. К
концу следующего года «Русснефть» должна превратиться в
транснациональную компанию, заявил ее президент Михаил Гуцериев. По
его словам, компания ведет переговоры по участию в тендерах на
покупку добывающих активов в Казахстане, Азербайджане, Ливии и
Алжире. Под эти проекты в «Русснефти» уже создан департамент
внешнеэкономических связей. Опираясь на месторождения за границей,
компания должна выйти на добычу в 100 млн тонн нефти в год,
подчеркнул Михаил Гуцериев. Задача более чем смелая, учитывая, что
по итогам 2005 года добыча «Русснефти» составит 17 млн тонн. В
следующем году этот объем на территории страны планируется довести
до 25 млн тонн, в том числе за счет приобретенных у ТНК-ВР активов.
Но это будет, возможно, последний вклад российских месторождений в
рост добычи компании, поскольку планов по покупке новых
обнародовано не было. «Основные разработанные месторождения,
которые приносят прибыль, не требуя особых вложений, „Русснефть” в
России уже приобрела»,— поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Евгений
Сацков. Более того, компания начинает оптимизировать добычу в
России, о чем свидетельствует объявленное в пятницу решение о
снижении ее долей в четырех региональных предприятиях
(«Волганефть», «Комнедра», «Голойл» и «Белые ночи»). Опереться на
зарубежные месторождения компанию, возможно, заставила и
существующая в России более жесткая система налогообложения, когда
более 95% прибыли сверх $27 за баррель (цены отсечения) изымается,
добавляет Евгений Сацков. Имеющийся за границей бизнес поможет и
при IPO. Впрочем, размещение акций возможно не раньше 2008 года,
поскольку в следующем «Русснефть» планирует только подготовить
отчетность по GAAP. Получить месторождения за границей компании
окажется заметно сложнее, чем в России,подчеркивают специалисты.
При существующих ценах на нефть интересными для инвесторов
становятся практически все активы и «Русснефти» придется
выдерживать жесткую ценовую конкуренцию с иностранными компаниями,
подчеркивает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. Трудно
представить, на что рассчитывает «Русснефть», заявляя о планах
приобретений на Каспии, когда за этот регион идет борьба между
гигантами отрасли — ЛУКОЙЛом и китайскими компаниями. «Очень
сомнительно, что „Русснефть” сможет в ближайшие годы нарастить
добычу более чем в четыре раза: с 25 млн тонн до 100 млн тонн»,—
считает Дмитрий Мангилев. Разве что компания купит крупное
месторождение с солидной добычей, отмечает Евгений Сацков.
Конкуренция, впрочем, разгорится не только за сырьевые активы. Так,
вряд ли Михаилу Гуцериеву удастся без боя завладеть принадлежащими
ЮКОСу 49% словацкой компании Transpetrol (словацкая часть
нефтепровода «Дружба»). По словам главы «Русснефти», он «готов
добавить несколько миллионов к $74 млн, заплаченных в свое время
ЮКОСом». Как стало известно «Бизнесу», на этот актив имеются
претенденты, готовые выложить куда больше. Так, переговоры с
правительством Словакии и ЮКОСом ведет ЗАО «Северо-Западная
нефтяная группа» (СЗНГ). Как сообщил «Бизнесу» президент компании
Эрнест Малышев, переговоры ведутся совместно со швейцарской
North-West Oil Company и голландской Petroplus International B. V.
(нефтетрейдер и нефтепереработчик соответственно). По словам
Эрнеста Малышева, альянс компаний планирует предложить за актив
$250 млн. Руководство «Русснефти» планы конкурентов не пугают.
Вице-президент компании Эдуард Саркисов напомнил «Бизнесу»
заявление министра экономики Германа Грефа о том, что «„Русснефть”
является представителем государства в тендере по покупке доли
Transpetrol». Со своей стороны в СЗНГ надеются, что альянс, в
котором представлены интересы и российской, и европейской сторон,
будет более привлекателен в качестве покупателя, чем чисто
российский участник.