"Русский продукт" удивил аналитиков Компания убыточна второй год
подряд
Ринат Сагдиев
Крупный производитель продовольственных товаров "Русский продукт"
второй год подряд заканчивает с убытками. Аналитики крайне удивлены
показателями компании. По их мнению, рентабельность выпуска той
продукции, которой занимается "Русский продукт", очень высока.
Компания "Русский продукт" создана в 1996 г. на базе московского
экспериментального комбината пищевых концентратов "Колосс",
московского пищекомбината, макаронной фабрики "Супермак" и
Детчинского завода овощных концентратов. Выпускает кофе (примерно
треть всех продаж), чай, чипсы, макароны, приправы, супы и
"моментальные" каши. Номинальным держателем 83,65% акций ОАО
"Русский продукт" является компания "Русские инвесторы". Ассоциация
"Росчайкофе" оценивает российский рынок кофе в $1,9 млрд в
розничных ценах. По данным "Бизнес Аналитики", доля "Русского
продукта" в сегменте натурального кофе в мае - июне прошлого года
сократилась до 10,4% (в 2002 г. - 27,4%), в кофейных напитках - до
42,2% (53,7%) и выросла на 0,1% до 3,5% в сегменте растворимого
кофе. "Русский продукт" сообщает об убытках второй год подряд.
Согласно распространенному 29 марта официальному сообщению, чистые
убытки компании достигли 251,48 млн руб. (около $8,8 млн) против
156,68 млн руб. ($4,9 млн) в 2002 г. Как сообщил "Интерфакс" со
ссылкой на информацию компании, продажи "Русского продукта" выросли
в 2003 г. на 8% до $135 млн. Официальных комментариев в "Русском
продукте" дать не смогли, сославшись на отсутствие уполномоченных
на это сотрудников. А на условиях анонимности менеджер компании
пояснил, что убытки прошлого года связаны с инвестициями (около $35
млн) в строительство кофейного завода полного цикла и большими
рекламными расходами - на рекламу было потрачено более $8 млн.
Производство кофе было открыто на территории Детчинского завода
овощных концентратов (Калужская область) в марте прошлого года. А
самой запоминающейся рекламной акцией "Русского продукта" в прошлом
году стала "моментальная лотерея": компания разложила в 180 000
банок растворимого кофе "Русский продукт" купюры номиналом от 10 до
1000 руб. на общую сумму в 7 млн руб. Аналитик ИФК "Метрополь" Наталья
Мильчакова говорит, что российские производители кофе в условиях
жесткой конкуренции вынуждены увеличивать инвестиции в продвижение
продукта, что плохо сказывается на прибыльности. "Значительные рекламные издержки в
2003 г. привели к ухудшению финансовых показателей даже таких
компаний, как "Вимм-Билль-Данн" и "Балтика", - говорит
Мильчакова. По словам гендиректора ассоциации "Росчайкофе"
Рамаза Чантуриа, конкуренция на рынке кофе усилилась еще из-за
того, что сам рынок стал расти медленнее - в 2003 г. он вырос в
натуральном объеме на 5% по сравнению с 6 - 8% роста в 2002 г. Тем
не менее большинство опрошенных "Ведомостями" аналитиков выразили
крайнее удивление регулярностью, с которой "Русский продукт"
сообщает об убытках, и тем, что в качестве одной из их причин
называется реклама. В проспекте облигаций в марте 2003 г. компания
указала, что помимо 2002 и 2003 гг. убыточным был и 2000 г.
"Причиной возникших убытков являются списание просроченной
задолженности дебиторов, а также проведение рекламной кампании в
2001 и 2002 гг. ", - говорится в проспекте. "На таком рынке сложно
оставаться убыточным, для этого с компанией должно случиться что-то
необычное", - говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. "Судя
по данным, которые публикует компания, у "Русского продукта" очень
низкая валовая рентабельность (8 - 9%), что довольно странно для
такого типа бизнеса", - вторит аналитик ИК "Проспект" Марат
Ибрагимов. Аналитик еще одной финансовой корпорации, пожелавший
остаться анонимным, заявил "Ведомостям", что не понимает, как можно
было достичь таких убытков при средней валовой марже в производстве
чая, кофе и чипсов не менее 40%. "Очень много компаний пытаются
списать все на рекламу", - констатирует аналитик. Косвенной
причиной убытков в прошлом году мог стать отложенный запуск завода
(он запоздал по отношению к первоначальным планам на год), считает
Чантуриа из "Росчайкофе". По его словам, в прошлом году часть кофе
под маркой Ruscafe, продаваемая в России, была произведена в
Германии. В 2004 г. "Русский продукт" собирается провести рекламную
кампанию по супам и перепозиционировать чипсовую марку "Московский
картофель", что также сопряжено с рекламными затратами, сообщил
менеджер компании. "Но одной из самых приоритетных задач является
задача выйти на прибыль", - заключил он. Конкуренты "Русского
продукта" - российское подразделение Nestle и "Майский чай" -
воздержались от комментариев по поводу показателей работы этой
компании.