РБК: Автодилеры попросили у государства 20 млрд руб. на льготные кредиты
Автодилеры попросили у государства 20 млрд
руб. на возобновление программы льготного автокредитования. Без
этих денег продажи автомобилей в России в 2015 году могут упасть на
30%, считает отраслевая ассоциация дилеров. Столько же продавцов
уйдет с рынка, предупреждает она
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»
(РОАД) направила письмо (есть в распоряжении РБК) премьер-министру
Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать авторынок за счет
субсидирования процентной ставки по кредитам на покупку машины. На
эти цели РОАД попросила у государства 20 млрд руб. на 2015 год, или
10 млрд руб. на первое полугодие. По базовому прогнозу Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи автомобилей в
России снизятся на 24%, до 1,89 млн штук. Без поддержки сегмента
автокредитования в текущем году авторынок упадет еще сильнее – на
28–30%, пишет РОАД. По оценке ассоциации, это приведет к сокращению
ВВП страны на 0,5%. Текущая банковская ставка составляет в среднем
23%, а для устойчивого спроса на автокредиты она должна быть не
больше 15%, говорится в письме. С такой ставкой будет реализовано
30% от годовых продаж автомобилей, или 620–680 тыс. машин. Без
господдержки доля автокредитов может «упасть в разы», уточняет
президент РОАД Владимир Моженков. В прошлом году, при ставке 13%, в
кредит было продано менее 40% автомобилей против 45% в 2013 году
при ставке 9%, подсчитало «Национальное бюро кредитных историй». С
2007 по 2012 год доля кредитных автомобилей составляла 30–35%,
кроме 2009 года – 26%. В январе уровень продаж в кредит снизился до
8% против 35% годом ранее. Дилеры добавляют, что январские продажи
оказались ниже прошлогодних примерно на 60%.
Если государство не пойдет навстречу дилерам, из них в 2015 году с
рынка может уйти 30–35%, говорит Моженков: «Исторически, при
падении продаж на тысячу автомобилей, закрывается один дилерский
центр, и наоборот». По его мнению, именно автокредитование является
двигателем рынка автомобилей. РОАД также предлагает разрешить
использовать материнский капитал на покупку автомобиля, а также
выделить финансирование на обновление автопарка фермеров,
предпринимателей и сельских работников. В декабре 2014 года Дмитрий
Медведев поручил профильным ведомствам проработать вопрос
возобновления программы льготного кредитования до 5 февраля. Но уже
в январе глава Минпромторга Денис Мантуров высказался против
возвращения данного механизма господдержки. В Минфине от
комментариев отказались, в Минэкономразвития на запрос не ответили.
Программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году.
Минпромторг тогда компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка
для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда
ставка ЦБ была 8% (сейчас – 17%). Всего по программе было выдано
280 тыс. льготных кредитов, совокупная поддержка государства
составила 8,6 млрд руб. РОАД отмечает, что программа принесла
бюджету в виде налогов 28 млрд руб. Программу предполагалось
продлить до апреля 2014 года, но государство сочло это
нецелесообразным. По словам директора департамента транспортного и
специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, в
2013 году государство субсидировало примерно 6% от базовой ставки
банка, это 30–50% от эффективной ставки. «К ноябрю банки повысили
базовые ставки с 12 до 18%, фактически отменив скидку от
государства. Программа перестала быть выгодной для покупателя», –
пояснил Морозов. Государство продолжает поддерживать спрос на
автомобили через программу утилизации. В 2014 году на нее было
выделено 10 млрд руб., еще 20 млрд руб. предлагается направить в
2015 году. «Программа обновления автопарка, в плане поддержки
спроса, – более эффективный механизм. По ней покупатель получает
прямую выгоду. Наконец, бюджетная эффективность программы
обновления автопарка сегодня выше: на каждый вложенный рубль
государству возвращается более четверти», – добавил Морозов. Льгота
на автокредиты эффективна при банковской ставке 12–14%, говорит
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь», на текущих уровнях скидка от
государства не сильно повысит привлекательность займов. По мнению
аналитика, программа утилизации наиболее эффективна, чем
предложения РОАД, но и она не решает фундаментальных проблем
авторынка – падения спроса на фоне замедления экономики и падения
доходов населения.
www.top.rbc.ru/business/27/01/2015/54c680579a794749199213dc