Стоимость строительства трубопровода вырастет до
4 млрд долларов
Смета проекта трубопровода БТС-2 увеличилась по сравнению с
весенними предварительными расчетами «Транснефти». Как говорится в
проспекте эмиссии «Транснефти», подготовленном к размещению
евробондов госкомпании (имеется у РБК daily), проект сегодня
оценивается в 95,143 млрд руб. Эксперты полагают, что удорожание
вызвано ростом цен на металлы и услуги подрядчиков.
Нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти
в год пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ
«Сургутнефтегаз» в Киришах. Трубопровод призван снизить зависимость
российских нефтяных компаний от стран-транзитеров.
В апреле вице-президент Транснефти» Михаил Барков называл РБК daily
предварительную стои¬мость БТС-2 с конечной точкой в Усть-Луге —
78,14 млрд руб. Однако в конце июня на нефтяном конгрессе в Мадриде
президент «Транснефти» Николай Токарев говорил, что эта труба может
стоить 120 млрд руб. По его словам, старт ее строительства возможен
в сентябре этого года после выхода соответствующего распоряжения
правительства. Источник в «Транснефти» ожидает, что такое
распоряжение появится со дня на день.
Согласно данным проспекта эмиссии «Транснефти», который подготовлен
компанией к выпуску евробондов на сумму 1 млрд евро, капитальные
затраты на строительство БТС-2 с 2007 по 2010 год запланированы в
размере 95,143 млрд руб. (4,08 млрд долл. по текущему курсу ЦБ).
Это практически в полтора раза выше, чем планировалось потратить на
реализацию проекта на этапе появления идеи трубы в обход
Белоруссии. Тогда его оценивали в 2—2,5 млрд долл. Но за последние
несколько лет существенно снизился курс доллара, а также выросли
цены на материалы и услуги строительных подрядчиков.
По оценкам Алексея Кокина из ИФК «Метрополь», рост сметы на
17 млрд руб. вызван в первую очередь рекордным повышением цен на
металлы, а также удорожанием услуг по транспортировке. Он допускает
коррекцию сметы в будущем в сторону роста на 10—15%, но не ожидает
существенного удорожания, поскольку ТЭО проекта уже скорректировано
с учетом утверждения конечной точки трубы в
Усть-Луге.
Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» подсчитал, что при таком
бюджете строительство БТС-2 обойдется в среднем в 4 млн долл. за 1
км трубы. Это немногим дешевле, чем могла бы стоить труба Харьяга —
Индига (4,7 млн долл. за 1 км), а также меньше цены возведения
первой очереди трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)
(до 5,8 млн долл. за 1 км с учетом инфраструктуры порта Козьмино).
При этом, по расчетам эксперта, удельные затраты на транспортировку
нефти по новой трубе составят 80 долл. за тонну, что в шесть раз
дешевле, чем за прокачку по первой очереди ВСТО.