Избежит ли проект «Бакчарская сталь» участи
«мыльного пузыря»?
Юрий Зарецкий
«Железные» перспективы Томской области вдруг
оказались под вопросом. Публикации в СМИ ставят под сомнение
способность стратегического инвестора ИФК «Метрополь» осилить
проект по освоению Бакчарского железорудного месторождения.
На самом ли деле возникла проблемная ситуация во
взаимоотношениях с инвестором? Чем закончились переговоры о судьбе
месторождения, проходившие в течение месяца в обстановке
«секретности»? Встреча с официальным представителем ИФК «Метрополь»
в Томской области Вадимом Власовым несколько раз откладывалась
(переговорный процесс затянулся), и вот ситуация стала приобретать
четкие контуры, что способствовало откровенности в беседе,
- Вадим Сергеевич, масштаб проекта так
впечатляет, что закрадывается сомнение: хватит ли сил и
возможностей «Метрополя» для строительства объектов с общим объемом
финансирования 20-25 миллиардов долларов?
- ИФК «Метрополь» в особых рекомендациях не
нуждается, она динамично развивается с 1995 года и является в
настоящий момент одной из наиболее известных инвестиционных
промышленных групп России (ее оборот – десятки миллиардов
долларов). Понятно при этом, что пытаться реализовать такой проект,
рассчитывая только на собственные средства, практически равносильно
самоубийству для любой компании мирового уровня, поэтому не только
в России - во всем мире так стараются не поступать. Иначе зачем бы
тогда существовали и чем бы зарабатывали на жизнь специальные
инвестиционные институты? А у «Метрополя» богатый опыт по
привлечению иностранных капиталов для реализации проектов не только
своих, но и других известных компаний. Компания активно наращивает
свое присутствие на ведущих мировых финансовых рынках - во Франции,
Великобритании, Канаде, Японии, Китае.
В последние три года ИФК «Метрополь» стала
активно участвовать в организации прямых инвестиций в развитие
горнодобывающей отрасли и в создании международных промышленных
холдингов. Для реализации горнорудной программы была образована
корпорация «Металлы Восточной Сибири», которая успешно осваивает
рудные месторождения в Республике Бурятия. В Томской области
компания также нацелена на серьезную и длительную работу по
реализации проекта «Бакчарская сталь», который, кстати, на
международном инвестиционном форуме «Сочи - 2007» вошел в число
проектов, поддерживаемых Инвестиционным фондом Российской Федерации
(предположительный объем государственных вложений - 32 миллиарда
рублей).
- Какие объекты построят на деньги
Инвестиционного фонда РФ и сколько частных инвестиций намерена
привлечь компания «Метрополь»?
- За счет государства будут построены
железная дорога Томск - Бакчар, второй железнодорожный путь Томск -
Тайга, автодорога Томск - Бакчар. За счет частных инвестиций (120
миллиардов рублей) предусмотрены: доразведка запасов руды и
постановка их на государственный учет, строительство карьера с
объемом добычи 60-120 миллионов тонн руды в год,
горнообогатительной фабрики, современного металлургического
комбината, а также создание энергогенерирующих мощностей.
- А где гарантия того, что «Метрополь», не
дождавшись окупаемости проекта, не выставит месторождение на
продажу сразу после защиты запасов?
- Во-первых, в таких действиях нет ничего
предосудительного. Крупный бизнес - это ведь не догма. Он динамичен
и не всегда справляется с конкуренцией, он очень зависим от
политической ситуации и конъюнктуры рынков акций, он может менять
приоритеты и направления развития. Но что для области страшного,
если появится инвестор с еще большими возможностями, чем ИФК
«Метрополь»? Однако я хочу особо подчеркнуть, что у компании самые
серьезные намерения в отношении бакчарского месторождения. Для чего
бы тогда компания претендовала на инфраструктурное обустройство
месторождений - проекты, которые сами по себе неокупаемы? Все
потому, что у нее есть понимание того, что максимальную отдачу
проект даст только на завершающем этапе - при производстве готового
продукта.
- И все-таки иногда приходится слышать, что
компания ведет себя «как собака на сене». Вы можете объяснить, чем
ИФК «Метрополь» занималась в последние пять месяцев?
- Мы понимаем желание области поскорее
увидеть осязаемые результаты, это и в наших интересах. Но есть
законодательно установленный порядок земле - и недропользования,
других вопросов, нарушать которые «Метрополь» не будет ни при каких
обстоятельствах. И это принципиально для любого серьезного
инвестора.
А вообще ведется нормальная подготовительная
работа. Мы с вами уже отметили успешную презентацию проекта
«Бакчарская сталь» на 6-м Кубанском инвестиционном форуме в Сочи
20-22 сентября 2007 года, который посетил президент России Владимир
Путин. Проект получил положительную оценку и был предварительно
включен для софинансирования из Инвестиционного фонда правительства
Российской Федерации. Совместно с руководством ООО «Том-ГДКруда» на
совете директоров ИФК «Метрополь» защищены объемы финансирования
доразведочных работ на месторождении на 2007-2010 годы в размере
127 миллионов 826 тысяч рублей. Налажено взаимодействие с томскими
учеными по вопросам вскрышных работ, водоотведению, утилизации
торфа. С администрацией области ведется работа по вопросам
инженерного обустройства и энергообеспечения проекта. Приобретено
оборудование для проведения геологоразведочных работ. Все это
делается для подготовки детального технико-экономического
обоснования проекта, которое даст полную картину его реализации и
окупаемости.
Сроки выполняемых работ сориентированы на
исполнение соглашения, заключенного между администрацией Томской
области и Группой компаний «Метрополь», в состав которой входит ООО
«Западно-Сибирская инвестиционная компания».
- Между тем ситуацию вокруг бакчарского железа
многие считают кризисной. Где же находится сгусток проблем, как
разрубить гордиев узел?
- На самом деле все противоречия укладываются
в один вопрос: кто будет контролировать финансовые инвестиционные
потоки? Группа компаний «Метрополь» хочет быть уверена в том, что
ее деньги работают с максимальным эффектом. Ведь многие не знают,
что она приобрела только 52% ООО «ТомГДКруда» (предприятия,
владеющего лицензией), и этого недостаточно, чтобы управлять
компанией. Да, это наши внутренние проблемы - «Метрополя» и
томского акционера, которые мы должны снять в ближайшее время. Но
если в этом окажут помощь областные органы власти, будем только
рады, ведь это действительно проект не только областного, но и
всероссийского масштаба. О мировом пока говорить не будем.