Старший аналитик ИФК «МЕТРОПОЛЬ» Андрей Рожков на онлайн-конференции портала «ФИНАМ»
Падение продаж новых автомобилей в
России продолжится
Информационная группа Finam.ru
(входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела
онлайн-конференцию «Российский авторынок:
возможно ли преодоление негатива в 2014 году?» Ее
участники прогнозируют продолжение негативной динамики продаж на
российском авторынке. По мнению экспертов, лучше остальных будут
чувствовать себя производители бюджетных и премиум-моделей, при
этом частично спрос сместится на вторичный рынок.
Несмотря на 4%-ый декабрьский всплеск продаж, за весь 2013 год в
России было продано на 5% меньше легковых и коммерческих
автомобилей, чем годом ранее – такие данные приводятся в отчете
Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Участники организованной «ФИНАМом» конференции констатируют
усиление конкуренции на российском рынке и укрепление позиций
производителей бюджетных автомобилей.
Хорошо себя
чувствуют производители, в линейке которых есть бюджетные модели,
отмечает эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров: «В их числе: Renault,
KIA-Hyundai и VW, продажи которого формально снизились, но уж
больно хорошо немцы в прошлом году торговали <…>. Как обычно,
хорошо продаются машины «большой немецкой тройки», покупателям
премиум-сегмента на кризис пока плевать».
При спаде рынка растет доля продаж китайских автомобилей,
утверждает генеральный директор «КВИНГРУП» Александр Гнездюк: «Это
естественный процесс. Автомобили стали отличного качества. Доступны
по цене, обеспечены гарантией и наличием запасных частей. Рост
производства в Китае очень серьезный. Во главу угла поставлено
качество». Впрочем, г-н Захаров не склонен переоценивать активность
китайцев, у которых и раньше были всплески продаж, сменявшиеся
спадами.
В том, что в 2013 году положительную динамику показывали
премиум-сегмент, SUV и китайские бренды, согласен с коллегами и
директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он
приводит данные подготовленного агентством исследования:
«Премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка.
<…> Премиум растет быстрее ещё и потому, что срок владения
автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в
целом по парку. <…> Доля SUV уже превысила 35%. В основном –
за счет компактных кроссоверов и, в том числе, за счет так
называемых псевдокроссоверов. Хитом года стал Renault Duster,
который по большому счету остается вне конкуренции. <…>
Китайские бренды, общая доля которых в настоящее время на рынке РФ
составляет свыше 3%, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год.
Как правило, китайские бренды пытаются навязать конкуренцию в
сегменте недорогих иномарок и кроссоверов».
Частично прошлогодний спад на рынке новых автомобилей эксперты
объясняют увеличением продаж на рынке подержанного автотранспорта.
«В бюджетном сегменте сейчас идет частичное замещение продаж новых
машин подержанными. Парк подержанных иномарок в хорошем состоянии
растёт из года в год, и эти машины, попадая на вторичку, являются
сильными конкурентами при выборе. Этот процесс будет только
нарастать», – прогнозирует г-н Целиков.
Согласно отчету АЕБ, в 2014 году темпы продаж новых автомобилей в
России продолжат постепенно снижаться. «Пока факторы для
российского рынка складываются неблагоприятно, и более вероятно
умеренное снижение рынка. Однако, ситуация может измениться при
введении стимулирующих мер, о которых вскользь упоминалось
чиновниками», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Снижение рынка в 2014 году, по прогнозу АЕБ,
составит минус 3%, делится ожиданиями г-н Целиков: «Хотя мой личный
– минус 7%, а может быть и больше. Слишком много негативных
факторов в нашей экономике». «Надеюсь, что в текущем году продажи
будут незначительно отличаться от прошлогодних. Но здесь все
зависит от российской экономики в целом», – добавляет г-н
Захаров.
Снижение объемов авторынка будет происходить на фоне роста цен на
новые автомобили – прежде всего, в условиях девальвации рубля,
констатируют участники конференции. «Валютный рынок уже
дестабилизирован, и не факт, что ЦБ сможет его «привести в
чувство». Самое главное – это настроения потенциальных покупателей,
а они сейчас деморализованы и никому не верят», – утверждает г-н
Захаров. «Цены на автомобили в РФ в 2014 году будут расти, –
соглашается г-н Целиков. – Но не резко, а постепенно. Фактор курса
валют тут даже важнее, чем фактор – сбор/компенсация».
www.finam.info/news/padenie-prodag-novih-avtomobiley-v-rossii-prodolgitsya/