Как будут продаваться автомобили в 2016 году
Алина Распопова
Падение интереса к новым автомобилям продолжится
и в 2016 году. Чтобы сэкономить, покупатели как в премиальном, так
и бюджетном сегментах переключат внимание на подержанные машины. В
свою очередь автопроизводители будут избавляться от непопулярных
моделей и повышать цены. «Газета.Ru» поговорила с ведущими
экспертами и определила главные тренды 2016 года на российском
авторынке.
Продажи новых автомобилей в 2015 году составили
порядка 1,5 млн единиц. Таким образом, сделанный в начале года
оптимистичный прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) не
подтвердился. Тогда эксперты предполагали, что в минувшем году
всего будет продано 1,98 пассажирских и легких коммерческих
автомобилей. «Газета.Ru» поговорила с ведущими аналитиками и
обсудила с ними прогнозы на новый год.
Большинство уверены, что падение продаж
продолжится, хотя и не такими резкими темпами, как в минувшем году.
Зато эксперты солидарны во мнении, что машины продолжат дорожать, а
покупателей будут больше интересовать подержанные транспортные
средства. При этом на поддержку отечественного автопрома в 2016
году правительство собирается выделить около 50 млрд руб. Это на 7
млрд больше, чем было вложено в отрасль в текущем году. К чему
автомобилистам готовиться в новом году – в материале
«Газеты.Ru».
2016 год будет для автомобильного
рынка не таким пессимистичным, как 2015-й. В этом уверен аналитик
ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Дело в том, что в минувшем году
продажи рухнули настолько, что даже если отрицательная динамика
сохранится, итоговые цифры окажутся уже не столь драматичны.
В ноябре продажи новых машин упали более чем на
40%
«При самом негативном сценарии для
экономики падение продаж новых автомобилей составит 7–10%, —
считает Рожков. — Это произойдет, если доходы населения, а
следовательно, и спрос на дорогостоящие покупки продолжат
сокращаться. Но я придерживаюсь нейтрального прогноза, в котором
продажи могут измениться в пределах плюс/минус 5% от результата
2015 года.
Что касается автомобильных марок, то
относительно стабильно и уверенно, как и раньше, будет чувствовать
себя премиум-класс.
Спрос на автомобили высокой ценовой категории
будет стабилен, поскольку их покупатели не так болезненно реагируют
на происходящее с российской экономикой.
Этого нельзя сказать об автомобилях
бизнес-класса — многие покупатели будут переключать свое внимание
из этого сегмента на более бюджетный. Лучше всего будут чувствовать
себя те марки, у которых в модельной линейке есть новинки, и те,
которые меньше всего поднимают цены. Так, я уверен, что у корейских
Kia и Hyundai результаты продаж будут хорошими. Положение
отечественного «АвтоВАЗа» будет зависеть от спроса на новинки —
Lada Vesta и Lada XRay. При этом динамика отечественной компании
будет ощутимо лучше чем, к примеру, у Peugeot и Citroen и даже
Skoda».
Вице-президент ассоциации «Российские
автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко предполагает, что даже
при наличии господдержки и стоимости барреля нефти в районе $45
объем российского авторынка составит порядка 1–1,1 млн проданных
единиц. По оценке эксперта, сложнее всего дела будут обстоять в
начале года, когда клиенты будут избегать дорогих покупок.
«А вот к середине 2016 года у людей накопится
отложенный спрос, ведь даже в кризис никто не будет пересаживаться
на лошадей, — говорит Петренко «Газете.Ru». — Во второй половине
года нас будет ждать волна потребительской активности.
При этом я сомневаюсь, что сохранится эйфория,
которая одно время присутствовала в премиум-сегменте. У них цены
выше, а значит, и риски в случае заморозки складов более
ощутимы».
Рост цен и интереса к подержанным автомобилям
«Именно на этой нише сейчас сфокусированы
дилеры, — рассказал Петренко. — Предположения о том, кто уйдет с
рынка, строить пока трудно, а вот существенный рост цен можно
предсказать уже сейчас.
В 2015 году автокомпании выделяли бюджеты на
сдерживание цен, но в новом году такого не планируется, и в том,
что автомобили в среднем подорожают на 20–30%, можно не
сомневаться».
Слова эксперта подтверждает и прогноз
аналитического агентства «Автостат». По мнению экспертов агентства,
часть покупателей новых автомобиле переориентируется именно в
сторону автомобилей с пробегом. Объем рынка подержанных легковых
автомобилей в 2016 году, согласно прогнозу аналитиков агентства,
составит 4,8–5,5 млн единиц. При этом в «Автостате» предупреждают,
что 2016 год будет не менее трудным для всех участников рынка, чем
2015-й. Эксперты спрогнозировали, что в январе — феврале продажи
новых легковых автомобилей не превысят 100 тыс. в месяц.
Получается, что даже при самом благоприятном развитии ситуации
автокомпаниям не удастся продать более 1,6 млн штук. А если события
сложатся по негативному сценарию, можно ожидать падения продаж до
1,3 млн. Рынок будет зависеть от того, сохранятся ли
государственные программы поддержки.
Меньше опций и разнообразия моделей
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка
Андрей Ермаков считает, что автопроизводители в 2016 году не будут
уходить из России. А вот сокращение модельного ряда и исключение из
планов продаж наименее интересных россиянам автомобилей более чем
очевидно.
«Возможно, автокомпании станут предлагать в
России более дешевые варианты с меньшим количеством опций, — сказал
Ермаков «Газете.Ru». — Рынок уже не в состоянии переваривать
предложение, однако в 2016 году мы не прогнозируем падения продаж.
Напротив, они могут вырасти от 3 до 5%».
«АвтоВАЗ» получит конкурентное преимущество
Представитель Локо-Банка считает также, что в
текущих условиях в более выигрышном положении окажутся
производители с максимальной локализацией моделей, а также
отечественный автопром в лице «АвтоВАЗа».
На заводе Nissan сокращают 500 человек
«Без сокращений не обойтись никому»
«Учитывая новую волну девальвации рубля,
импортные комплектующие снова подорожают. У тольяттинского
автогиганта проблем с локализацией нет, да и новые модели могут
дополнительно стимулировать продажи на протяжении всего года», —
заключил Ермаков.
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко также
согласен с тем, что именно «АвтоВАЗ» может получить существенное
конкурентное преимущество благодаря госпрограммам поддержи
автопрома. «Компания действует в основном в сегменте эконом и
успела создать новые модели, которые могут завоевать потребителей в
2016 году», — отметил Яковенко.
Напомним, что согласно прогнозу компании Frost
& Sullivan, восстановлению рынка будет препятствовать ряд
факторов, в том числе геополитическая напряженность и падающие цены
на нефть. Однако в ближайшие несколько лет рынок немного оживится:
в 2017 году объем продаж может вырасти до 1,8 млн единиц, а в 2021
году этот показатель, как ожидается, достигнет 2,8 млн единиц.
Впрочем, даже этот показатель, если его, конечно, удастся достичь,
не будет дотягивать до лучших времен. Ведь еще совсем недавно, в
2012 году, годовой объем российского авторынка составил 2,935 млн
проданных машин.
http://www.gazeta.ru/auto/2015/12/22_a_7985411.shtml