Новости
5  Марта  2010
БН.Ру: Акции автопрома на перепутье

Александр Сологуб, Петр Макаров

Правительство России всерьез взялось за отечественный автопром, оказавшийся в тяжелейшем финансовом положении в результате кризиса. В конце марта правительство должно окончательно утвердить стратегию развития автомобильной отрасли до 2020 года, которая предусматривает вложение 584 млрд руб. в развитие и модернизацию отрасли. Желающим заработать на акциях автомобильных компаний эксперты советуют в первую очередь обратить внимание на ценные бумаги компании Соллерс.

В российском автопроме сложилась крайне тяжелая ситуация. В 2009 году произошло резкое падение спроса на продукцию российских автозаводов. Склады многих из них оказались забиты нереализованными автомобилями. У крупнейшего производителя транспортных средств АвтоВАЗа на конец января 2010 года на складах завода и его дилеров хранилось 55 тыс. машин Lada. По итогам 2009 года продажи ВАЗа по сравнению с 2008 годом сократились на 44% до 350 тыс. автомобилей.

Высокие постоянные издержки и рост процентных ставок, поставили волжский автозавод и других автопроизводителей на грань банкротства, заставив правительство оказывать им многомиллиардную финансовую помощь, эффективность которой многие эксперты подвергают сомнению. Вместе с тем, параллельно государство запустило программу по субсидированию процентной ставки по автокредитам.

Глава Минпромторга России Виктор Христенк заявил вчера, 4 марта, что государство будет поддерживать автопром примерно шесть лет до 2016 года. Премьер Владимир Путин на заседании правительства также в четверг заявил, что государству и автопроизводителям предстоит решить ряд вопросов, связанных с существенной модернизацией автопрома. Глава правительства поставил конкретную задачу: сформировать современную автомобильную промышленность, включающую всю технологическую цепочку: от стального листа до конечного продукта.

В ожидании ренессанса

Тем временем, спрос на автомобили растет на российском рынке по мере преодоления кризисных явлений в экономике и возобновления роста деловой активности, и дальнейший рост производства выпускаемых авто не вызывает сомнений. В 2010 году с понижением ставок по кредитам и появлением отложенного спроса потребителей ожидается рост авторынка на 15-20%, чему также будет способствовать запуск 8 марта программы по утилизации автомобилей. За сдачу в утиль любого автомобиля старше 10 лет его владелец получает сертификат на 50 тысяч рублей. Им можно оплатить часть стоимости нового авто.

«Основными бенефициарами данной программы станут автомобили АвтоВАЗа, который намерен продать по ней около 100 тыс. авто из годового плана в 460 тыс., - считает Дмитрий Дорофеев, аналитик ИК «Вестига». - А также автомобили компании Ford, который вводит скидки и специально выпустит урезанные версии Ford Focus по весьма привлекательным ценам, так трехдверный хетчбэк будет стоить от 389 тыс. руб.».

«В результате обеих программ – утилизации старых автомобилей и компенсировании части ставки по автокредитам – дополнительный спрос на автомобили составит до 320 тыс. автомобилей, что составляет около 20% от объема продаж в 2009 году, - согласен с коллегой аналитик ИФК Метрополь Андрей Рожков.

По словам Дмитрия Дорофеева, старт программы по утилизации автомобилей поможет АвтоВАЗу избавиться от залежавшегося товара, в первую очередь классики, что поспособствует высвобождению оборотных средств компании в размере 3-4 млрд руб. и получении 5-6 млрд руб. в рамках данной программы от государства, что и будет являться дальнейшим драйвером роста стоимости компании. Эксперт ИГ «Вестига» не сомневается в том, что АвтоВАЗ сможет реализовать все скопившиеся на складе автомобили. Так с учетом дополнительной скидки в 50 тыс. руб. Lada 2105 будет продаваться по 99 тыс. руб. (сейчас - от 163,6 тыс. руб.), а Lada Kalina — по 199 тыс. руб. (от 256,5 тыс. руб.).

Помощь на местах

Кроме финансовой поддержки из федерального центра автопроизводители получают помощь от родных региональных властей. Правительство Ульяновской области решило поддержать федеральную программу утилизации «региональным рублем», выделив из бюджета еще по 50 тыс. руб. каждому покупателю автомобиля марки UAZ, который предварительно сдаст свой автомобиль в утиль. Еще 20 тыс. руб. скидки в рамках данной программы предоставит Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Разумеется, на скидку и на дополнительные деньги из регионального бюджета могут рассчитывать только жители Ульяновской области и города Ульяновска. Для них общая скидка в 70 тыс. руб. суммируется со скидкой в размере 50 тыс. руб., предоставляемой в рамках государственной программы стимулирования приобретения новых автомобилей взамен вышедших из эксплуатации. В итоге новую модель внедорожника UAZ 469 можно приобрести за 179 тыс. руб., при его розничной цене - 299 тыс. руб. Автомобиль UAZ Patriot можно будет купить за 355 тыс. руб.

В фаворитах Соллерс

Эксперты расходятся во мнении по поводу привлекательности акций автомобильных компаний. Большинство считает, что инвестировать денежные средства в акции отечественных автопроизводителей можно лишь на долгосрочной основе, поскольку восстановление российского рынка займет несколько лет, при этом инвестиционные проекты автопроизводителей также рассчитаны на годы.

В планах АвтоВАЗа не только расчистить склады от изделий, пока они не заржавеют, но увеличить производство и продажи более чем в два раза. К 2020 году компания намерена увеличить объемы производства - до 1 млн. автомобилей, сообщил недавно президент компании Игорь Комаров. По его словам, 70% планируемого объема будут составлять автомобили, выпускаемые под брендом Lada. Кроме того, в планах компании выпуск нового автомобиля на собственной платформе к концу 2011 года. А в течение 2012-2013 года АвтоВАЗ планирует начать производить автомобили под брендами Renault и Nissan.

Объем инвестиций АвтоВАЗа в производство, согласно бизнес-плану, до 2020 года, может составить 3 млрд евро.

Впрочем, единодушны эксперты в одном – если инвестор планирует вкладывать средства в акции автопрома в среднесрочной перспективе (на срок около 1 года), ему следует обратить внимание на ценные бумаги Соллерса. Так, по мнению аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, исходя из фундаментальных оценок цена на акции этой компании должна составить $19,9, тогда как сейчас она составляет около $19,3. «Одни из самых хороших перспектив имеют производства Соллерса, диверсифицированный выпуск которого, сможет позволить компании значительно нарастить объемы продаж в дальнейшем и создать крупного игрока российского рынка, - отмечает в свою очередь господин Дорофеев. - Новая справедливая стоимость акций компании составляет $25, рекомендация «покупать». На данный момент акции компании обладают наибольшим потенциалом роста среди всех автопроизводителей и только они включены в наш инвестиционный портфель».

Группа Соллерс объединяет несколько производственных комплексов. Один из них расположен на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. Там производятся коммерческие автомобили FIAT Ducato и грузовые Isuzu. Мощность комплекса - 120 тыс. автомобилей в год, запущен в 2008 году. Другой комплекс в Набережных Челнах – там происходит лицензионная сборка брендов SsangYong и FIAT.

Также в состав группы входит УАЗ (66% акций принадлежит Соллерс) - производитель отечественных внедорожников: UAZ Patriot, UAZ Pickup (Пикап) и UAZ Hunter (по сути, является рестайлингом УАЗ-315195).

«Бумаги УАЗа входят в третий эшелон и обладают низкой ликвидностью. Поэтому лучше купить акции основного акционера – Соллерса», - поясняет аналитик УК «Энергокапитал» Дмитрий Аксенов.

Других просят не беспокоить

Рекомендации по акциям других автопроизводителей в лучшем случае звучат как «держать». Это касается, в первую очередь акций АвтоВАЗа. Михаил Лямин оценивает их в $0,53, а Дмитрий Дорофеев в $0,55. Также большинство экспертов советуют пока ничего не делать с бумагами компании ГАЗ, справедливую цену которых эксперты оценивают в $32. Такая оценка вызвана в первую очередь новостями об окончании реструктуризации кредитного портфеля группы ГАЗ. Снижение стоимости обслуживания долга и рост операционной эффективности бизнеса будут позитивно влиять на финансовые показатели автокомпании, что и может стать фактором устойчивого роста стоимости акций компании.

К тому же в 2009 году ГАЗ внедрил новую систему качества, выпустила новый модернизированный коммерческий автомобиль «ГАЗель-бизнес», продолжил работу над проектом по запуску производства современной линейки средних дизельных двигателей 530 семейства, расширил модельный ряд большегрузных автомобилей, дорожно-строительной техники.

Перспективы развития КАМАЗа, занимающего 11 место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8 место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей, также являются позитивными, из-за начала появления устойчивого инвестиционного спроса на продукцию компании, что поможет компании в дальнейшем значительно увеличить выпуск. К тому же одним из крупнейших заказчиков автозавода является Минобороны РФ.

«КАМАЗ, являясь, по сути, государственной компанией, имеет среди своих акционеров такого автомобильного монстра как концерн Daimler, доля которого в уставном капитале КАМАЗа составляет 11 % и в последующем будет увеличиваться, - поясняет заместитель генерального директора по рынку ценных бумаг УК Энергокапитал Дмитрий Аксенов. - Недавно открыто совместное предприятие по сборке грузовиков в Индии. Конкуренция на внутреннем рынке сравнительно невысокая, а иностранных производителей грузовой техники в России нет».

Тем не менее, по мнению других аналитиков, на данный момент акции КАМАЗа уже переоценены рынком, что объясняется спекулятивным спросом на акции компании в ожидании увеличении доли Daimler в компании. Михаил Лямин считает справедливой оценку акций КАМАЗа в $1,9. «Справедливая стоимость акций компании КАМАЗ составляет $2,2, рекомендация «продавать», - уверен Дорофеев.

«В ближайшие 2-3 месяца инвесторы будут отслеживать ежемесячные данные по продажам автомобилей с тем, чтобы определить силу восстановления рынка. К лету акции автопроизводителей окажутся в более высоких ценовых уровнях, - прогнозирует аналитик ИФК Метрополь Андрей Рожков. - Во втором полугодии акции с большей вероятностью смогут продолжить рост, так как в течение второго полугодия мы ожидаем более устойчивого роста продаж автомобилей».

 
NB: Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является предложением о продаже или попыткой купить или продать какие-либо ценные бумаги, на которые в публикации может содержаться ссылка, или предоставить какие-либо инвестиционные рекомендации или услуги. Настоящая публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, однако не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны. Мы не несем ответственности за использование читателями информации, содержащейся в настоящей публикации, а также за операции с ценными бумагами, упоминающимися в ней.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.