OilCapital.ru: "Роснефть" планирует построить нефтепродуктопровод в Восточной Африке
"Роснефть" примет участие в строительстве
трубопровода из Мозамбика в Зимбабве, который будет обеспечивать
нефтепродуктами несколько африканских стран. Первый этап проекта,
который сейчас находится в стадии проработки, оценивается в $700
млн. Для "Роснефти" его реализация принесет новые рынки сбыта
нефтепродуктов, говорят в компании. А вот откуда будут браться
нефтепродукты для поставок в Восточную Африку, пока не
раскрывается.
"Роснефть" примет участие в строительстве
трубопровода для транспортировки нефтепродуктов из Мозамбика в
Зимбабве, сообщил агентству ИТАР-ТАСС советник президента
"Роснефти" Роман Троценко.
По словам Р.Троценко, проект сейчас находится в
стадии проработки. Юридические документы, соглашение о создании
совместного предприятия (СП) и все разрешения на проход
трубопровода планируется подготовить до нового года. Будет создано
трехстороннее СП, куда войдут Россия, Зимбабве и Мозамбик. Советник
главы "Роснефти" пояснил, что в Мозамбике российская компания будет
иметь возможность получить стопроцентное владение трубой, а участок
трубы, который пойдет по территории Зимбабве, будет управляться
совместно.
Предполагается, что маршрут нефтепродуктопровода
проляжет из мозамбикского порта Бейра на берегу Индийского океана
до Зимбабве, а недалеко от столицы этой страны - Хараре - будет
построено большое хранилище. Трубопровод будет обеспечивать
нефтепродуктами также Ботсвану, Замбию и Малави. То есть, как
отметил Р.Троценко, это будет крупный региональный дистрибьюторский
центр.
"Вообще такой проект не очень сложный, он сложен
юридически, поскольку даже с самого начала мы имеем две юрисдикции,
а когда присоединятся другие, мы будем иметь очень крупное
межправительственное соглашение между шестью странами", - отметил
советник главы компании в беседе с агентством.
Строительство нефтепродуктовода, по мнению
Р.Троценко, дает возможность "Роснефти" найти рынок сбыта для своих
нефтепродуктов, а для африканского региона "дает возможность
диверсифицировать условия поставки и снизить цену". По словам
собеседника агентства, бензин в Зимбабве один из самых дорогих в
мире: литр строит $1,57, а дизельное топливо продается по $1,45 за
литр. Он добавил, что объем потребления нефтепродуктов в Зимбабве
составляет порядка 5 млн тонн, а существующие
нефтепродуктопроводные мощности используются на 100%. "В основном
продукты доставляются автомобильным транспортом на расстояние
700-800 км, - рассказал советник главы "Роснефти". - Поэтому мы
считаем, что это очень коммерчески важный проект для
инфраструктуры, и он коммерчески оправдан".
По оценке Р.Троценко, финансирование первого
этапа проекта (без строительства морского терминала) составит $700
млн. Для осуществления финансирования будет организован консорциум,
в который войдет Российское агентство по страхованию экспортных
кредитов и инвестиций (ЭКСАР), а также несколько компаний, названия
которых советник главы "Роснефти" называть не стал.
Источник газеты Коммерсант в "Роснефти"
рассказал изданию, что нефтекомпания рассматривает "самые разные
проекты по всему миру". "Стоит задача стать настоящей глобальной
компанией, и участие в подобном проекте в Африке в нее
укладывается", - сказал собеседник газеты.
Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей
Вахрамеев, комментарий которого приводит газета Ведомости, отметил,
что проект в Африке может стать первым собственным трубопроводом
"Роснефти", ведь до сих пор у компании были только промысловые
трубопроводы в России. Строить трубопровод в регионе, где у
"Роснефти" нет собственной добычи, нет смысла, считает аналитик. Он
не исключает, что компания захочет обзавестись и своим сырьем в
Восточной Африке, но на разведку в этом регионе уйдут
годы.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров в
беседе с "Коммерсантом" тоже обратил внимание на неясность того,
откуда "Роснефть" собирается поставлять нефтепродукты. В последнее
время появилась информация, что шельф Мозамбика богат
углеводородами, но госкомпании "сейчас явно не до подобных добычных
проектов", полагает эксперт. Он высказал мнение, что участие
"Роснефти" в проектах в Зимбабве и Мозамбике является политическим
проектом, отмечая при этом, что работа в этих странах связана с
высокими политическими рисками.
http://www.oilcapital.ru/transport/181047.html