Гонка за лидеромHyundai вышла на второе место по продажам иномарок
в России после Toyota
Анатолий Темкин
Продажи иномарок в России продолжают
стремительно расти, при этом за позицию лидера намечается
нешуточная борьба. Японскую Toyota догоняет корейская Hyundai, в
прошлом году занимавшая только пятую позицию среди иномарок.
Торговцы и аналитики считают, что наличие собственной сборки в
России начинает становиться существенным аргументом в конкурентной
борьбе.
Официальной статистики еще нет, но автоконцерны
и их дилеры один за другим обнародуют данные, свидетельствующие о
бурном росте продаж. Toyota, сохранившая позицию лидера, объявила,
что продала 19 404 автомобиля — в 2,2 раза больше, чем в первом
полугодии 2003 г. За ней следуют корейская Hyundai с 18 217
машинами, что в 3,2 раза больше первого полугодия 2003 г., Ford (16
574), Daewoo (15 953) и Mitsubishi (12 208). Впрочем, продажи
растут не только у лидеров: например, Citroen увеличил продажи по
отношению к первому полугодию прошлого года на 54%, Honda и Nissan
— более чем в два раза, а Subaru — в 3,75 раза. KIA продала в
первом полугодии почти столько же, сколько за весь предыдущий год
(10 381 машину против 11 546).
Аналитик
“Метрополя” Денис Нуштаев оценивает рост продаж иномарок в России в
первом полугодии этого года по сравнению с тем же периодом 2003 г.
примерно в 50%. При этом, по его оценке, в первом полугодии 2004 г.
в стране продано около 190 000 иномарок. Российский лидер “АвтоВАЗ”
продал 349 176 машин, что на 9% больше, чем в первом полугодии 2003
г. Хотя Toyota сохранила лидерство, Hyundai, перескочившая с пятой
позиции в 2003 г. на вторую в первом полугодии, начинает наступать
конкуренту на пятки. Тем не менее в российском подразделении Toyota
довольны результатами полугодия. Эксперт по PR
представительства Анастасия Кокорева говорит, что успеху
способствовало то, что Toyota не изменяет своей стратегии продажи
машин в России за доллары, в то время как многие конкуренты в
прошлом году перешли на евро. Большинство продающихся в России
Toyota выпускаются в Европе и Турции. По словам Кокоревой, по
итогам продаж в первом полугодии российское представительство
Toyota скорректировало годовой план и теперь компания собирается за
2004 г. реализовать около 40 000 автомобилей вместо планировавшихся
30 000. “Сейчас "японцы" — Toyota и Mitsubishi — выигрывают у
"европейцев" за счет хорошо развитых дистрибьюторских сетей и
долларовых цен”, — считает аналитик финансовой корпорации “УралСиб”
Вячеслав Смольянинов. А “корейцы” догоняют их за счет более низкой
цены и возможностей местной сборки. Управляющий директор компании
“Карнэт-2000” (официальный импортер Hyundai) Роман Хапаев
подтверждает, что рост продаж Hyundai связан с увеличением
производства на Таганрогском автомобильном заводе (здесь собираются
Hyundai Sonata и Accent). Таганрогских машин в первом полугодии
было реализовано 8409 — на треть больше, чем за весь прошлый год, и
46% от всех Hyundai в России. А в 2005 г. на машины местной сборки
будет приходиться половина продаж, добавляет Хапаев. Ford тоже
скорректировал свои планы продаж в России на этот год, увеличив их
с 30 000 до 35 000 машин, сообщила пресс-секретарь Ford Motor
Оксана Хартонюк. Однако Ford пока не принял решения об увеличении
мощности завода во Всеволожске (сейчас завод способен выпускать 25
000 Ford Focus в год). Аналитик Альфа-банка Максим Матвеев
полагает, что тем компаниям, которые не имеют своих
производственных мощностей в России или ближнем зарубежье, уже
через два-три года будет очень сложно конкурировать с местной
сборкой. Смольянинов из “УралСиба” напоминает, что в этом году на
рынке должен появиться Chevrolet Viva производства СП “GM-АвтоВАЗ”,
а в следующем году — недорогой Renault Logan московского
“Автофрамоса”. “Это может существенно изменить расклад сил в
ближайшие три-пять лет в пользу "российских" иномарок”, — говорит
Смольянинов. Впрочем, эти прогнозы исходят из того, что рост продаж
иномарок не прекратится. По данным исследования ОФГ, к 2008 г.
количество проданных в России машин увеличится с 1,4 млн до 1,8 млн
шт. При этом доля иномарок местной сборки вырастет с 5% до 20% за
счет вытеснения российских автомобилей. Однако Нуштаев из “Метрополя”
полагает, что к 2006 г. бурный рост продаж на авторынке замедлится.
“Произойдет первичное насыщение рынка”, — считает аналитик.