Александра Чистова сменит Андрей
Фомичев
Алиса Ъ-Грицкова, Елена Ъ-Киселева
Гендиректор Балтийского завода Александр Чистов
покинул свой пост. Господин Чистов объясняет отставку разногласиями
с акционером завода -- Объединенной промышленной корпорацией (ОПК),
подконтрольной сенатору Сергею Пугачеву,-- вокруг проекта
перепрофилирования предприятия на Васильевском острове под
девелоперские проекты. Эксперты полагают, что кадровые перестановки
вкупе с финансовым кризисом дополнительно осложнят реализацию
проекта.
По словам экс-гендиректора Балтийского завода
Александра Чистова, его контракт с ОПК истек 15 октября. "В пятницу
на завод поступил протокол заседания совета директоров завода, где
указано, что гендиректором назначен Андрей Фомичев (гендиректор
также входящей в ОПК "Северной верфи".-- "Ъ"). Вводится также
должность исполнительного директора -- им станет заместитель
гендиректора завода по судостроительному производству Юрий
Габдрафиков",-- пояснил господин Чистов. Для него решение акционера
стало неожиданным. "Еще на прошлой неделе я встречался с
председателем совета директоров ОПК Александром Гнусаревым, он
предложил мне должность директора проекта "Судостроение", что
предполагает управление Балтийским заводом, "Северной верфью" и ЦКБ
"Айсберг" (сейчас эту должность также занимает Андрей Фомичев.--
"Ъ"). Я принял предложение акционера",-- поясняет топ-менеджер.
ОПК подконтрольна владельцу Межпромбанка
сенатору Сергею Пугачеву. Ей принадлежит 88% акций Балтийского
завода и 72,23% акций "Северной верфи".
В ОПК "Ъ" подтвердили, что гендиректором
Балтийского завода назначен Андрей Фомичев. Он также будет
по-прежнему возглавлять "Северную верфь" и оставаться директором
проекта "Судостроение" ОПК. "Это решение призвано оптимизировать
управление в судостроительном объединении ОПК",-- пояснили в ОПК,
отказавшись от дальнейших комментариев.
Александр Чистов изменение решения владельца
связывает с подготовкой контракта с "Росэнергоатомом" на
строительство плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).
"Насколько мне известно, акционер прорабатывал вариант, чтобы
контракт был заключен "Росэнергоатомом" с Балтийским заводом, но
ПАТЭС строилась бы на "Северной верфи",-- поясняет господин
Чистов.-- Я считаю, что строить ПАТЭС на "Северной верфи"
невозможно, там нет специализированного производства для монтажа
атомной энергетической установки". Косвенно это подтвердили в ОПК,
заявив, что "контракт планируется к заключению с Балтийским заводом
и будет исполняться с использованием всех судостроительных
мощностей ОПК". В пресс-службе "Росэнергоатома" "Ъ" заявили, что
ОПК не ставила концерн в известность о возможности смены
завода-исполнителя. Источник в "Росатоме" уточнил, что сейчас
завершается согласование контракта с Балтийским заводом и готовится
опцион по строительству второй ПАТЭС.
Александр Чистов не скрывает, что у него были
разногласия с ОПК по использованию территории Балтийского завода,
которую владелец компании планировал отдать под застройку. "Наличие
госзаказа отсрочило бы реализацию проекта по переносу или
сокращению производства завода,-- поясняет господин Чистов.-- За
два года на "Северной верфи" новых мощностей не построено,
проводятся очень приблизительные предпроектные проработки. Раньше
чем через шесть-семь лет проект создания модернизированной верфи
там реализован не будет. Тем более что с учетом финансового кризиса
неясно, удастся ли ОПК привлечь средства для реализации
проекта".
На реорганизацию судостроительных активов ОПК
рассчитывала привлечь около $1,4 млрд кредитных средств у Банка
развития (Внешэкономбанк, ВЭБ) и ВТБ. Причем деньги на модернизацию
"Северной верфи" ОПК рассчитывала получить в ВЭБе (около 19 млрд
руб.), а на реализацию девелоперского проекта на базе Балтийского
завода -- в ВТБ ($550 млн). Но как сообщили "Ъ" в ВЭБе, переговоры
с ОПК пока не продвигаются: "Летом мы направили им свои замечания к
проекту, но до сих пор ответа не получили". Зампред правления ВТБ
Василий Титов также подтвердил, что "никакого движения по проекту
за последние несколько месяцев нет".
"Кадровая чехарда на Балтийском заводе (с 2005
года у него сменилось три гендиректора.-- "Ъ") -- показатель того,
что ОПК не знает, что делать со своими судостроительными
активами",-- считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий
Константин Макиенко. Он отмечает, что ОПК уже более двух лет
"говорит о проекте создания суперверфи на базе "Северной верфи", но
реально в этом отношении ничего не делается". Михаил Пак из
ИФК "Метрополь" добавляет, что развивать девелоперский проект на
базе Балтийского завода сейчас "очень трудно и нерентабельно
особенно с учетом того, что правительство Петербурга не давало пока
разрешения на преобразование территории предприятия".