В Ле-Бурже закончился первый день
авиасалона
Ольга Алексеева, Алексей Топалов
На юбилейном
пятидесятом салоне Ле-Бурже состоялись показы авиатехники и
заключены первые контракты. Российская продукция популярна в
сегменте военной авиации, но пока проигрывает в секторе
гражданской. Партию российских вертолетов Ка-52, презентация
которых на салоне началась с задержкой, приобрел Ирак. А главной
отечественной гражданской новинке Sukhoi Superjet 100 еще предстоит
заработать себе репутацию, констатируют эксперты.
Парижский авиасалон Ле-Бурже в 2013 году
проходит в этом году в 50-й раз. Выставка проводится раз в два года
в аэропорту Ле-Бурже (12 км к северо-востоку от Парижа). В этом
году в работе салона принимают участие более 3 тысяч компаний из 44
стран, наиболее масштабные экспозиции представят Франция и США. На
выставке продемонстрируют свыше 140 самолетов, а в летной программе
примут участие около 40 воздушных судов. Большинство представленных
в Ле-Бурже экспонатов — образцы гражданской авиатехники, остальная
часть — военные машины. Главные авиастроительные концерны — Airbus
и Boeing — традиционно соревнуются между собой по числу заказов и
их общей стоимости.
В прошлом году по итогам авиасалона в британском
Фарнборо Boeing опередил своего европейского конкурента, разместив
заказы почти на $36 млрд, Airbus получил заказы на $16,9 млрд.
В авиасалоне традиционно принимают участие и
российские компании. В российской экспозиции представлена в
основном военная авиатехника — последняя модификация истребителя
Су-35С поколения 4, учебно-боевой Як-130 и боевой
разведывательно-ударный вертолет Ка-52. В понедельник российские
компании заключили первые контракты. В частности,
«Рособоронэкспорт» заключил экспортный контракт на поставку
вертолетов Ка-52 с Ираком, сообщил РИА «Новости» источник в
российской делегации. Он уточнил, что контракт заключен на основе
соглашения от октября 2012 года, которое предполагало закупку
Ираком у России вооружений и военной техники на сумму $4,3
млрд.
Правда, презентация российского вертолета Ка-52
на авиасалоне в Ле-Бурже едва не сорвалась из-за изменений в
программе: вместо него в прайм-тайм в небо поднялись французский и
германский вертолеты типа «Тигр», отмечает «Интерфакс» со ссылкой
на официального представителя «Вертолетов России». Отечественному
вертолету удалось начать полет лишь со значительной задержкой.
Ранее в понедельник «Рособоронэкспорт» подписал
контракт на экспорт вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник». По
некоторым данным, 40 «Ночных охотников» у России так же заказал
Ирак. Кроме того, «Рособоронэкспорт» и министерство сухопутных
войск США подписали контракт на поставку российских вертолетов
Ми-17 в Афганистан. Сумма контракта на поставку 30 таких машин не
разглашается. О намерении приобрести партию Су-35С ранее заявлял
Китай.
«Ле-Бурже — очень важное мероприятие
для авиапромышленников, — комментирует старший аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков. — На такого рода салонах собирается
большое количество потенциальных заказчиков из числа лизинговых и
авиакомпаний. Для производителей техники это очень удобная
площадка».
Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров
отмечает, что Россия представлена на салоне весьма широко.
«Российская техника показала себя весьма
достойно, особенно продукция «оборонки» — вертолет Ка-52
(«Аллигатор»), самолет ЯК-130. А реактивный истребитель СУ-35
вообще произвел фурор. После репетиции полетов очевидцы говорили,
что никогда не видели ничего подобного».
Рожков также отмечает, что российская продукция
популярна в сегменте военной авиации. «Спрос растет, он обеспечен
на несколько лет вперед, — говорит Рожков. — Впрочем, самые
последние разработки российское руководство пока на продажу не
выставляет». С гражданской авиацией ситуация другая: по словам
Рожкова, в этом секторе спрос падает. «В частности, Superjet 100 не
показывает желаемых результатов в эксплуатации, — поясняет эксперт.
— Поэтому заказчики относятся к нему осторожно, предпочитая
конкурентов — Bombardier и Boeing».
В понедельник на салоне было объявлено, что
авиализинговая компания «Ильюшин Финанс» (ИФК) подписала рамочное
соглашение о покупке 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100)
более чем на $700 млн. ИФК планирует приобрести пять самолетов
новой модификации RRJ-95LR с увеличенной дальностью для поставок в
лизинг потенциальным заказчикам. Остальные 15 авиалайнеров будут
поставлены в базовой модификации 95B для заказчиков на Ближнем
Востоке и в Юго-Восточной Азии. Поставки самолетов, как ожидается,
начнутся в 2015 году, а покупку техники планируется финансировать
по правительственной программе поддержки экспорта
высокотехнологичной продукции.
Гусаров отметил, что соглашение между «Ильюшин
Финанс» и «Гражданскими самолетами Сухого» о приобретении 20
самолетов, по сути, контрактом не является. «Оно лишь фиксирует
условия будущего контракта», — отмечает эксперт. Собственно
контракт будет подписан в ходе авиасалона МАКС. Кому в итоге
достанутся самолеты («Ильюшин Финанс» лишь организует
финансирование), пока неизвестно. «Однако, по неофициальной
информации, это будут зарубежные компании», — говорит Гусаров.
Рожков отметил, что новым самолетам «Сухого» Sukhoi
Superjet 100 еще предстоит заработать себе репутацию.
Только тогда речь может идти о крупных контрактах и поставках
зарубежным авиакомпаниям. «Они должны продемонстрировать хорошую
экономику, — говорит Гусаров. — Пока же они демонстрируют много
нерешенных, а главное, медленно решаемых проблем».
Российский гражданский самолет SSJ 100 будет
представлен во второй день авиасалона в Ле-Бурже. Он поступит в
эксплуатацию мексиканской авиакомпании Interjet. Это первый лайнер,
установкой салона которого и покраской занималось совместное
российско-итальянское предприятие в Венеции.
Контракты по гражданской авиации Superjet не
ограничились. Уральский завод гражданской авиации, входящий в
холдинг «Оборонпром» госкорпорации «Ростех», и австрийская компания
Diamond Aircraft Industries в понедельник подписали соглашение о
совместной разработке и производстве в России семейства легких
многоцелевых самолетов (ЛМС). «Планируется наладить производство
небольших пассажирских самолетов, вмещающих до 19 пассажиров.
Подобный тип самолетов способен обеспечить потребность местных
воздушных линий, обслуживающих перелеты в пределах 400–1000 км», —
пояснил управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха»
Алексей Федоров.
http://www.gazeta.ru/business/2013/06/17/5382297.shtml