НМТП увеличивает мощности под несуществующий
трубопровод
Александр Панченко
В 2010 году «Новороссийский морской торговый
порт» (НМТП) планирует завершить реконструкцию нефтяного терминала
Шесхарис с увеличением его пропускной способности на 15 млн
тонн.
По данным ОАО «Новороссийский морской торговый
порт», в этом году в реконструкцию терминала будет вложено около
$8,7 млн (в 2008 году сумма составила $27,8 млн). Общая стоимость
проекта – $88,3 млн.
Как сообщили «Гудку» в НМТП, порт рассчитывает
на рост объёмов экспорта нефти в среднесрочной перспективе, в том
числе – в связи с возможным возвратом части грузопотока российских
нефтяных компаний, который раньше шёл через порты Украины и стран
Балтии.
В первом квартале текущего года перевалка нефти
через НМТП увеличилась на 1 млн тонн, или на 10%, по сравнению с
январём – мартом 2008 года, перевалка нефтепродуктов выросла на
25%. «В дальнейшем при сохранении благоприятной рыночной
конъюнктуры рост объёмов перевалки может продолжиться, доля нефти в
среднесрочной перспективе останется относительно стабильной или
незначительно возрастёт», – сообщил представитель НМТП. Добавив,
что, по данным Росстата, экспорт нефти из России в первом квартале
2009 года увеличился на 4,2%.
В компании рассчитывают, что дополнительные
мощности по перевалке нефти могут потребоваться в связи с
перспективой строительства нефтепровода Бургас – Александруполис.
Проект строительства трубопровода между болгарским и греческим
портами протяжённостью 280 км и пропускной способностью 35–50 млн
тонн в год по-прежнему находится в стадии обсуждения. Труба
предназначена для транспортировки российской и казахстанской нефти
в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Сырьё для трубопровода будет
поставляться танкерами по Чёрному морю из Новороссийска.
По словам аналитика по транспорту ИК «Тройка
Диалог» Кирилла Казанли, инвестпроект НМТП по реконструкции
терминала Шесхарис был подготовлен ещё в 2007 году – при выходе
порта на IPO. Тогда предполагалось задействовать эти мощности для
перевалки объёмов нефти, которые пойдут в Бургас по Чёрному
морю.
«Если трубопровод Бургас – Александруполис
не будет построен, то полного заполнения новых мощностей терминала
Шесхарис не будет. Это связано в первую очередь с перегруженностью
судоходных проливов Турции, через которые осуществляется перевозка
нефти», – считает аналитик по транспорту инвестиционной финансовой
компании «Метрополь» Надежда Тимохова. Впрочем, аналитик
напоминает, что модернизация терминала была необходима с
технической точки зрения, поэтому инвестиции, вложенные в ремонт с
параллельным расширением мощностей, вполне оправданны.