СМАРТС отстает от рынка
Светлана Витковская
Вчера пятый
по величине российский сотовый оператор - группа СМАРТС
опубликовала финансовые результаты за 2003 г. Аналитики отмечают,
что он развивается медленнее рынка мобильной связи, и предсказывают
ему нелегкое будущее. Компании группы СМАРТС предоставляют услуги
сотовой связи стандарта GSM в трех макрорегионах - Поволжском,
Центральном (Ивановская и Ярославская области) и Уральском
(Оренбургская область). Около 3% акций СМАРТСа принадлежат
"Связьинвесту", остальные - физлицам, в том числе гендиректору
СМАРТСа Геннадию Кирюшину. По данным ACM-Consulting, на конец марта
2004 г. операторы СМАРТСа обслуживали около 1,27 млн абонентов.
Общая выручка СМАРТСа в прошлом году выросла по сравнению с 2002 г.
на 34% примерно до $140 млн, EBITDA - на 49% до $56 млн. Эксперты
рынка отмечают, что СМАРТС показал далеко не лучшие финансовые
результаты. По словам аналитика компании iKS-Consulting Оксаны
Панкратовой, выручка оператора растет медленнее, чем в среднем по
рынку, где этот показатель составляет 53%. Кроме того, по ее
оценкам, месячный ARPU (доход с одного абонента) у СМАРТСа $14,
тогда как среднерыночный - $15. Аналитик ИК "Метрополь" Дмитрий
Касьяненко добавляет, что рентабельность СМАРТСа (норма EBITDA)
хотя и выросла за год на 4% до 40% , но остается намного ниже, чем
у "большой тройки" - федеральных сотовых операторов. Например, у
"Мобильных ТелеСистем" (МТС) она составляет 52,5% , а у
"ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн") - 46%. "Все это
следствие того, что СМАРТС работает практически только в одном
регионе - Поволжье, где к тому же конкуренция между сотовыми
операторами выше, чем в большинстве других регионов", - отмечает
аналитик компании "НИКойл" Владимир Богданов. В самом СМАРТСе не
склонны драматизировать ситуацию. Генеральный директор СМАРТСа
Геннадий Кирюшин пояснил, что общий рост группы тормозят несколько
неэффективных операторов из Чувашии, Ярославской и Оренбургской
областей, а как раз в "сложном" Поволжье бизнес развивается
отлично. Тем не менее аналитики считают, что в перспективе СМАРТС
ждут серьезные трудности. "Усиление конкурентной ситуации на рынке
Поволжского лицензионного макрорегиона привело к тому, что
совокупная рыночная доля дочерних компаний СМАРТСа на нем снизилась
с 36% в 2001 г. до 23% в 2002 г. и до 22% в 2003 г. ", - говорит
Панкратова. Для сравнения: у "МегаФона" в Поволжье 25% рынка, у МТС
и "ВымпелКома" - по 23%. "Единственной возможностью для СМАРТСа
устоять на рынке является слияние с сотовыми активами
"ВолгаТелекома", принадлежащего "Связьинвесту", - резюмирует
Богданов.