Новости
14  Ноября  2005
RBC Daily

Eni вылетит в трубу в Турции

Компания Eni вознамерилась построить по территории Турции нефтепровод, рассчитанный на российскую нефть

 

Дмитрий Коптюбенко

 

Вчера стало известно, что итальянская нефтегазовая группа Eni и турецкая компания Calik достигли соглашения о создании нефтепровода, который соединит турецкий город Самсун, расположенный на берегу Черного моря, и находящийся на средиземноморском побережье Джейхан. По замыслу, труба поможет решить проблему чрезмерной загруженности проливов Босфор и Дарданеллы. Ее мощность составит около 50 млн т нефти в год, в связи с чем эксперты уверены, что итальянцы планируют стройку, рассчитывая на российскую нефть. Между тем отечественные нефтяники не спешат давать гарантии загрузки нового трубопровода. Поэтому специалисты не исключают, что проект Самсун – Джейхан постигнет та же участь, что и его предшественников. В настоящее время нефтяные компании различных стран рассматривают минимум 12 проектов нефтепроводов в обход черноморских проливов для снижения грузопотока по этому маршруту. Ранее заместитель директора энергетического департамента Министерства иностранных дел Турции Митхат Ренде заявлял, что европейские, американские и российские компании заинтересованы в проекте строительства нефтепровода Самсун – Джейхан. Россия ранее рассматривала проект нефтепровода Кыйикей – Ибрикхаба мощностью 60 млн т, однако отказалась от проекта, не назвав причин. В настоящее время Россия изучает другой вариант нефтепровода по маршруту Бургас – Александруполис. Вчера стало известно о том, что в число компаний, планирующих построить нефтепровод в обход Босфора и Дарданелл, вошла итальянская Eni. В пресс-релизе Eni сообщила, что она и частная турецкая компания Calik достигли соглашения о создании нефтепровода, который соединит турецкие города Самсун и Джейхан. Проект потребует строительства специальных морских терминалов в Самсуне и Джейхане и прокладки трубопровода между двумя городами длиной 560 км. Пропускная способность нового трубопровода превысит 1 млн барр. нефти в день (около 50 млн т в год). «Мы задумали этот проект для транспортировки нефти, поставки которой через Черное море значительно увеличатся из России и Казахстана», – приводятся в пресс-релизе слова главы добывающего подразделения Eni Стефано Чао. «Создание нового трубопровода составит альтернативу транспортировке нефти танкерами через проливы. Это будет более быстрый и экономичный и менее опасный для экологии способ транспортировки», – сказал RBC daily представитель Eni. Он сообщил также, что правительство Турции поддержало идею создания такого нефтепровода. Для заполнения проектируемого трубопровода Eni может использовать собственную нефть, добываемую в каспийском регионе. Итальянская компания является оператором Северо-Каспийского проекта, в рамках которого в 2007–2008 гг. планируется приступить к промышленной добыче месторождения Кашаган (извлекаемые запасы – 7-9 млрд барр., геологические – 38-39 млрд барр.). Однако для транспортировки кашаганских углеводородов нефти уже построен нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан мощностью 50 млн т в год. Кстати, Eni является одним из его участников, владея 5% капитала БДТ. Поэтому специалисты считают, что, приступая к строительству нового трубопровода, Eni рассчитывает прежде всего на нефть российского происхождения. «На начальном этапе этот трубопровод не обойдется без российской нефти, и лишь в среднесрочной перспективе – с началом добычи большой каспийской нефти – будет ориентироваться на нее», – сказал RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Евгений Сацков. По оценкам аналитиков, проект Eni имеет как свои преимущества, так и недостатки по сравнению с предложениями других компаний, что может отпугнуть поставщиков нефти. «Трубопровод с выходом в Средиземное море интересен с точки зрения возможности загрузки большегрузных танкеров в порту Джейхана», – считает Евгений Сацков. Однако аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов опасается, что на новороссийском направлении (по всей видимости, предполагается доставка нефти танкерами из Новороссийска в Самсун) слишком часто случаются штормы (особенно в зимний период), а объем резервуарного парка недостаточен. «Как следствие, в случае развития «обходных» проектов магистральных нефтепроводов (например, Бургас – Александруполис или нефтепровод к побережью Баренцево моря) интерес к трубе Самсун – Джейхан снизится», – сказал он RBC daily. Поэтому эксперты сомневаются, что российские нефтяники на ура воспримут начинание Eni. «В основании строительства нефтепровода лежит необходимость решения проблемы турецких проливов, пропускная способность которых, по утверждениям турецкой стороны, уже находится на пределе. Но пока говорить о том, что Самсун – Джейхан способен вызвать интерес у российских нефтяных компаний (за исключением, пожалуй, тех, которые используют или намереваются использовать трубу КТК), преждевременно», – утверждает Денис Борисов. По его словам, основополагающим при принятии соответствующих решений будут экономические расчеты, базирующиеся на величине тарифа за прокачку по нефтепроводу, который пока не известен. «Эффективность проекта будет серьезно зависеть от тарифов на прокачку нефти и операции по ее разгрузке и загрузке», – вторит ему Евгений Сацков. Российские нефтяники подтверждают опасения экспертов. «Можно назвать массу продекларированных проектов, отличающихся разной степенью проработанности: Констанца – Триест, Бургас – Александруполис, Кыйикей – Ибрикхаба и т.д. Все они преследуют цель выхода на перспективные рынки в обход турецких проливов. Ни одну из этих труб не начнут строить без гарантий прокачки, – сказал RBC daily источник в «ЛУКОЙЛе». – Существует лишь один трубопровод, который был построен с нарушением этого правила – Одесса – Броды, и, как известно, сейчас он недозагружен и работает в реверсном направлении». Впрочем, Денис Борисов не исключает, что интерес к проекту Самсун – Джейхан может возрасти, если в числе его участников окажется «Транснефть».

 



Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.