«Ведомостям» удалось узнать, как
правительство намерено увеличить пошлины на иномарки. Разработанная
чиновниками шкала предполагает, что импортируемые автомобили
подорожают не менее чем на 8-10%
Глеб Столяров, Алена Чечель
Общие принципы повышения таможенных пошлин на
импортные автомобили еще 7 ноября одобрила правительственная
комиссия по защитным мерам во внешней торговле во главе с
вице-премьером Виктором Зубковым. Как гласит протокол этого
заседания (есть у «Ведомостей»), на новые автомобили ставки будут
повышены с 25% до 30% «с соответствующим увеличением»
евросоставляющей пошлины. Это означает, что ставку в евро
предлагается увеличить также на 20% (см. иллюстрацию), сказал
«Ведомостям» сотрудник Минэкономразвития. Такая же специфическая
ставка будет действовать и для машин от трех до пяти лет, говорится
в протоколе комиссии. При этом пошлина на них повысится с
25% до 35%. Наконец, евросоставляющая для автомобилей старше
пяти лет должна быть рассчитана таким образом, чтобы она не
превысила 100% средней таможенной стоимости иномарок, говорится в
документе. Чиновник Минэкономразвития сообщил, что ставка будет
рассчитана исходя из средней таможенной стоимости автомобилей
каждого класса, импортированных за первые девять месяцев этого
года. Минимальный размер составит 2,5 евро за 1 куб. см
объема двигателя, максимальный — 5,7 евро за 1 куб.
см.
Проект постановления правительства об
установлении новых ставок пошлин на иномарки Минэкономразвития
внесло в правительство 13 ноября, говорит собеседник
«Ведомостей». «В условиях быстрого падения спроса в мире есть
угроза превращения нашей страны в свалку автотранспорта с потерей
собственных производств, включая новые в рамках промсборки», —
объясняет необходимость повышения пошлин директор департамента
автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Срок
возможного принятия постановления и вступления его в силу чиновники
не называют.
Размер пошлины по большинству моделей Mitsubishi
рассчитывается по евросоставляющей, ее доля в конечной цене
автомобиля — 25-40%, говорит гендиректор «Рольф-импорта»
(дистрибутор Mitsubishi) Дмитрий Роткин. С ним согласен член
правления «Автомира» Дмитрий Щучко. Рост пошлин на новые иномарки
приведет к росту цен на импортные автомобили на 8-10% и даже
больше — на автомобили с большим объемом двигателя, считает
он. Впрочем, директор московского офиса A. T. Kearney
Евгений Богданов уверен, что влияние на цену будет менее
значительным. Он подсчитал, что для самого популярного импортного
автомобиля — Toyota Corolla (5-е место в продажах по итогам
января — октября) с двигателем 1,6 л повышение составит
3,6-4%. Если сейчас автомобиль стоит от 547 000 руб., то
с введением новых пошлин может подорожать на
$750-800 (20 500-21 900 руб.).
Зато повышение евросоставляющей в категории от
трех до пяти лет больше всего ударит по рынку недорогих иномарок,
говорит руководитель отдела рекламы и маркетинга
«Автоцентр-планеты» Инна Агапитова. Одна из популярных машин в этом
сегменте — Volkswagen Passat с двигателем 1,6 л (до
500 000 руб.). Сейчас исходя из евросоставляющей пошлина
на него равна 720 евро, а после повышения вырастет до
2400 евро. По нынешнему курсу евро рост цены за счет пошлины
составит 57876 руб., т.е. более 11%.
Рост цен на новые иномарки снизит или по
крайней мере остановит рост рынка новых автомобилей, говорит
аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Впрочем, в протоколе комиссии
указано, что внутренние потребности страны в автомобилях могут быть
удовлетворены «за счет объемов отечественного производства», в том
числе за счет промсборки.
«Мы поддерживаем и традиционные российские
предприятия, и тех инвесторов, которые нам доверились и открыли
здесь свои производства, — отмечает Рахманов. —
Фактически мы создаем им дополнительные стимулы для локализации и
выравниваем для них конкурентные условия». Российские производители
согласны. Renault 70% продаваемых машин выпускает в России,
говорит представитель компании Оксана Назарова. А высокие пошлины
стимулируют локальное производство, освобождая рынок для российских
машин, поэтому для Renault они выгодны. Подержанные иномарки в
ценовой категории Lada представляют для завода определенную
опасность, говорит представитель «АвтоВАЗа».
А вот высокие пошлины на подержанные
иномарки приведут к тому, что этот рынок уменьшится примерно вдвое,
считает Пак. По оценке Богданова, подержанных автомобилей в
2008 г. будет продано около 350 000. Если со следующего
года будут действовать новые пошлины, этот рынок сузится до
210 000-250 000 в год, считает он, и это очень
поможет местным производителям иномарок реализовать свои планы.