Наталья Карнова
В России в скором времени может быть запущен
проект по разработке правительственных автомобилей.
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты разошлись в оценке его
целесообразности с точки зрения затрат, а также российского
предприятия, способного взять на себя эту миссию.
КОРТЕЖ A'LA RUSSE
Рабочее название проекта по созданию особенного
автомобиля для президента – "Кортеж", поскольку речь идет, в том
числе, и о машинах сопровождения. По информации СМИ, его детали уже
активно обсуждаются в профильных ведомствах, однако подробности
пока неизвестны.
Идея разработать российский автомобиль для
первых лиц обсуждалась еще в 2010 году – соответствующее поручение
давал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Управделами президента
передало техническое задание на разработку "Заводу имени Лихачева"
(ЗиЛ), который в советское время занимался производством штучных и
оттого дорогих правительственных лимузинов. Однако предложений от
ЗиЛа пока не поступало.
В апреле 2012 года на совещании по проблемам
российского автопрома президент Владимир Путин сообщил, что в
ближайшее время органы государственной и муниципальной власти будут
закупать только ту технику, которая произведена в странах ЕЭП. С
обычными автомобилями просто – на территории России достаточно
заводов иностранных автоконцернов, производящих то, что нужно
чиновнику.
С президентским транспортом сложнее. Дело в том,
что на обычных автомобилях лидерам государств ездить нельзя. Для
них изготавливают специальные бронированные лимузины, отвечающие
необходимым требованиям безопасности и ходовым характеристикам. В
России эти машины содержатся в гараже особого назначения (ГОН).
После каждой поездки президентский автомобиль вручную моют, затем
следует обязательный техосмотр. Машины, стоящие в гараже,
осматривают ежедневно, а два раза в месяц - тестируют. После
капитальной проверки автомобиль обязан опробовать кто-то из
руководства ГОН, и только после этого за руль садится водитель.
ЦЕНА ВОПРОСА И ИСПОЛНИТЕЛИ
На данный момент в парке ГОН в основном
автомобили представительского или бизнес-класса, в частности BMW и
Ford отечественного производства, продукцию "АвтоВАЗа" ведомство не
использует. Президент и премьер России пока передвигаются на
машинах марки Mercedes, изготовленных по специальному заказу на
заводе в Германии.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, пересадить на
автомобили отечественной сборки первых лиц хотели бы40% россиян.
Однако опрошенные агентством "Прайм" эксперты не сошлись в оценках
целесообразности такого шага.
Аналитик ИК "АТОН" Михаил Пак считает, что этот
проект займет много времени и потребует немалых инвестиций. "Если
все будет делаться с нуля, включая разработку двигателя и закупку
оборудования, речь идет минимум о 1,5 миллиардах долларов", -
отметил эксперт. Пока непонятны детали проекта – идет ли речь о
серийной разработке или нет. Но однозначно – Россия во многом
отстала в производстве подобных машин, и наверстать упущенное будет
нелегко.
"Откровенно говоря, речь идет о скорее
имиджевом проекте, который дорого обойдется налогоплательщикам и не
имеет особого смысла", - рассуждает Пак. Далеко не факт, что
затраты окупятся. "Лучше бы продолжали покупать Mercedes, обошлось
бы дешевле", - полагает он.
Аналитик ИФК "Метрополь" Анна
Долайчук, согласна с тем, что первоначально проект будет
невыгодным. По ее словам, речь может идти о вложениях порядка 40-50
миллиардов рублей. "Но если будут госзакупки и поддержка со стороны
властей – это можно рассматривать как шаг, соответствующий
концепции поддержки автопрома. В перспективе президентский
автомобиль made in Russia может обходиться дешевле аналогов от
Mercedes или другого зарубежного производителя", - считает
она.
Говоря о возможных разработчиках, аналитики
называют ЗиЛ и ГАЗ, уже имеющие опыт создания президентских
автомобилей. Однако, по мнению Пака из "АТОНа", прежние наработки
они утратили, поэтому придется покупать оборудование и нанимать
консультантов, что в итоге обойдется в копеечку. Долайчук называет
наиболее вероятным кандидатом на размещение производства ГАЗ. "Если
ЗиЛ давно утратил все наработки, то ГАЗ недавно пытался реализовать
проект Volga Siber, и имеет некоторый опыт. Госзаказ мог бы
простимулировать эту разработку", - рассуждает она.
Наиболее логичным эксперты считают реализацию
проекта на действующих в России заводах иностранных
автопроизводителей. "На это уйдет пять-семь лет, а пересадить всех
чиновников рангом пониже, скажем, на Camry, можно уже сейчас", -
рассуждает Пак. По словам Долайчук, возможно создание нового
проекта с "целевыми" концернами, например, с теми же Mercedes или
Audi.
ЗАПАД ПРЕДПОЧИТАЕТ СВОЕ РОДНОЕ
Лидеры большинства развитых государств хранят
верность своему автопрому. Образ президента США, приветствующего
свой народ из лимузина Cadillac, восходит к Вудро Вильсону и вообще
к началу эры автомобилизации. Эту же марку использует и Барак
Обама.
В гараже королевы Великобритании Елизаветы II
пять машин Rolls-Royce. Автомобили защищены от отравляющих газов
при помощи специального воздушного фильтра. Канцлеру ФРГ Ангеле
Меркель приглянулась марка Audi. В ее гараже два бронированных
лимузина A8 Long. Автомобили оснащены компьютером, факсом,
мини-баром и DVD-проигрывателем. Машины имеют 450-сильные двигатели
W12.
Официальный автомобиль французских президентов с
1990-х годов - Renault Safrane presidentielle. В Италии для
официальных мероприятий еще с 1960-х годов используется Lancia
Flaminia 335 с удлиненной колесной базой.
http://www.1prime.ru/news/articles/-201/%7B2E7967D6-01BE-470F-9F97-CC535E8447C2%7D.uif#ixzz25Q27yJpj