Вьетнам понравился КамАЗу
Анастасия Герасимова
КамАЗ решил расширить свою деятельность во
Вьетнаме. В дополнение к уже существующему СП по производству
старых моделей грузовиков компания рассчитывает открыть завод по
сборке машин с двигателем “Евро-2”. За последние 3,5 года во
Вьетнам было продано 3500 грузовиков АО “КамАЗ” на сумму более $73
млн. Из них более 80% продаж приходится на модели КамАЗ-65115 и
КамАЗ-55111. По данным самого КамАЗа, компания занимает около 33%
рынка большегрузов Вьетнама. В 2004 г. завод намерен увеличить
поставки во Вьетнам на 39% – до 1200 грузовых автомобилей. В стране
работают пять крупных дилеров автозавода, обеспечивающих
предпродажную подготовку, гарантийное и последующее обслуживание.
Около 90% камских грузовиков используются в строительстве, 7% – в
добывающей промышленности Вьетнама. Российский рынок грузовиков уже
достаточно насыщен, поэтому производители большегрузов стремятся
выйти на зарубежные рынки. КамАЗ уже ведет сборку в Венгрии,
Польше, Украине, Азербайджане, Казахстане. Но большинство проектов
– локальные, не более 300–500 машин ежегодно, рассказывает один из
менеджеров КамАЗа. По его словам, компания рассчитывает построить
успешный бизнес в азиатском регионе, в частности за счет Вьетнама,
а уже через эту страну выйти на рынок Индонезии. КамАЗ торгует
своей продукцией во Вьетнаме еще с конца 80-х гг. А в ноябре 2003
г. он подписал лицензионное соглашение на сборку старых моделей –
КамАЗ-55111 и КамАЗ-65115. На вьетнамский автозавод “Камфа”
(расположен в северо-восточной провинции Куангнинь, завод
принадлежит местной компании VINACOAL) поставлено уже 80 сборочных
комплектов. До конца этого года здесь предполагается собрать около
390 машин, а в 2005 г. – 1250 автомобилей. Таким образом, это может
стать крупнейшим зарубежным проектом КамАЗа, отмечает
пресс-секретарь компании Ирина Быстрова. А гендиректор КамАЗа
Сергей Когогин говорит, что его компания рассчитывает договориться
о сборке во Вьетнаме одной из новых моделей – КамАЗ-6520. При этом
он предполагает поставить “вопрос о значительно более высокой цене
лицензий на эту модель и создании СП с вьетнамским партнером”. На
первом этапе КАМАЗ планирует собирать порядка 600 млн машин в
свободной экономической зоне Чу Лай, а в перспективе объемы
производства могут быть доведены до 5000 машин с двигателем
“Евро-2” ежегодно. “Если сегодня все финансовые риски по работе на
рынке Вьетнама лежат на плечах наших партнеров, то для увеличения
нашего присутствия на этом рынке мы готовы поделить эти риски с
VINACOAL, взяв на себя часть затрат”, – поясняет Когогин. Он
считает, что СП может появиться уже в следующем году. Источник в
правительстве Татарстана полагает, что стоимость этого проекта
может составить $100–120 млн. В дальнейшем КамАЗ рассчитывает на
локализацию сборки. По законодательству Вьетнама она может
достигать 40%. Во Вьетнаме будет производиться платформа для
самосвалов, кабина и часть других комплектующих. А часть
комплектующих, например электрооборудование и осветительные
приборы, КамАЗ предполагает закупать в Китае. Аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев называет перспективным рынок Вьетнама. Но затея может
себя оправдать, только если КамАЗ рассчитывает выйти на
сопредельные рынки, ведь автомобили с двигателем “Евро-2” вряд ли
будут пользоваться спросом в самом Вьетнаме, полагает эксперт.
“Российские автомобили хорошо известны во Вьетнаме. Поэтому интерес
к этому рынку у наших компаний достаточно высок”, – говорит
президент ассоциации автопроизводителей России Евгений Левичев.
Когогин опасается конкуренции в основном со стороны производителей
из Китая и Кореи. А представитель “Руспромавто” также подтверждает
свой интерес к вьетнамскому рынку.