Сергей Иванов настаивает на принятии
законопроекта о морских портах до конца года
Евлалия Самедова
На вчерашнем заседании Морской коллегии в
Петербурге вице-премьер России, министр обороны Сергей Иванов в
очередной раз обратился к проблеме морских портов страны. По его
словам, до конца года необходимо завершить работу и внести на
рассмотрение в Госдуму законопроект о морских портах, который вот
уже в течение шести лет депутаты никак не примут. "Создается
впечатление, что существует много лоббистских группировок, которым
его внесение не очень нравится", - заметил Сергей Иванов. В свою
очередь, министр транспорта России Игорь Левитин, выступивший с
докладом на этом же заседании, сообщил, что в прошлом году объем
перевалки грузов через морские торговые порты страны вырос на 12%.
Увеличение нагрузки на транспортную отрасль высветило "острые
проблемы" в юридическом регулировании деятельности морских портов.
"На фоне положительной динамики развития портовой инфраструктуры
озабоченность вызывает тот факт, что действующая
нормативно-правовая база в части морских портов, по существу,
состоит из одной статьи Кодекса торгового мореплавания", - заявил
министр. Игорь Левитин напомнил, что 4 ноября 2005 года Владимиром
Путиным было дано поручение "по совершенствованию государственного
регулирования деятельности морских портов на период с 2006 по 2008
год". Минтранс разработал план реализации поручения, включающий в
себя комплекс мероприятий на ближайшие три года. Ответственными
исполнителями по этому плану являются десять федеральных органов
исполнительной власти, и первый доклад президенту о ходе работы
будет подготовлен до 18 июля 2006 года. К слову сказать, Сергей
Иванов вчера на заседании коллегии поддержал инициативу создания
федерального агентства по пунктам пропусков на границе, которое
регулировало бы внешнеэкономическую деятельность на
железнодорожных, автомобильных и морских рубежах России. В
Минтрансе отмечают, что "проект закона о морских портах содержит
ряд принципиальных положений, к которым можно отнести установление
компетенции правительства РФ по вопросам открытия, закрытия портов
и утверждения их границ, определение полномочий и функций
администраций морских портов, установление перечня объектов
инфраструктуры морских портов и другие". Отметим, что в то же время
экспертам не очень понятно, с чем связан такой ажиотаж вокруг
юридического регулирования работы портов. Аналитик ИФК
"Метрополь" Александр Жуков сказал "Газете": "В экономическом плане
в портовом хозяйстве России все идет по плану. Все крупные порты
уже давно имеют своих хозяев и вполне эффективно используются.
Существует масса инвестпроектов, связанных с развитием портов". Что
же касается обсуждаемого законопроекта и связанных с ним перипетий,
то, по мнению эксперта, все это относится к вопросам
административного регулирования. Вероятно, именно тот факт, что
слишком крупные финансовые потоки проходят через портовое хозяйство
России, беспокоит власти. Более точное "нормативно-правовое
оформление" морских портов помогло бы более скрупулезно
регулировать эти процессы.